Санатории РоссииРейтинг санаториев, пансионатов и курортов России — 50 лучших здравниц
Санатории России Детские санатории Санатории Подмосковья Санатории Ставрополья Санатории Краснодарского края Санатории Башкирии Санатории Алтая

Библиотека курортолога«Материалы V Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России»» → БУТЫЛИРОВАННЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КЫРГЫЗСТАНА: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА

БУТЫЛИРОВАННЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КЫРГЫЗСТАНА: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА

Белов Г. В., Азыкбекова Г. К.

Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина», Кыргызский НИИ курортологии и восстановительного лечения, г. Бишкек, Кыргызстан

Кыргызстан одна из богатейших стран мира в отношении минеральных вод (МВ). Изведано более 150 месторождений МВ, на каждом имеется несколько выходов, вода из которых имеет свои физико-химические особенности. На побережье Иссык-Куля пробурено 56 глубоких (более 1000 м) термоминеральных скважин. Еще больше скважин МВ в нефтеносных районах Ферганской долины. Так близ пгт Кочкор-Ата на расстоянии до 8 км действуют или находятся в резерве 19 термоминеральных скважин. В целом по территории Кыргызстана представлены практически все бальнеологические типы МВ. Много углекислых вод: в национальный стандарт КМС 252:2005 внесено 12 углекислых МВ, уже допущенных к производству: Бешбельчир-Арашан, Кара-Шоро № 2, 5, 8, Джарташский нарзан (Ак-Суу), Чатыркуль, розливаемые еще в советское время, а также известные родники Кол-Суу, Шоаз, Жылуу-Булак, Уселек, Кокой, Кара-Кече. Всего в стандарт внесено 43 МВ, при этом проделана большая работа по анализу и клиническим испытаниям этих вод, разработаны соответствующие технические, технологические и методические документы.

Большую ценность представляют йодо-бромные МВ и йодо-бромно-борные рассолы Джалал-Абадской области, к сожалению пока неиспользуемые.

Если говорить о проблемах производства, то в Кыргызстане существует, лишь одна проблема: в силу геологических особенностей расположения минеральных вод: высокогорье, повышенная селеопасность, лавиноопасность, сейсмичность, строительство крупных заводов непосредственно на многих месторождениях не возможно. А так уж получается, что минеральные воды чаще всего выходят на поверхность по разломам именно в таких опасных местах. При разработке проекта технического регламента КР «Безопасность бутылированных минеральных и природных питьевых вод» мы попытались решить эту проблему регламентацией процесса перевозки МВ с месторождения к месту производства автоцистернами, урегулировав требования к расстоянию, материалу автоцистерн, контроля микробиологических и физико-химических параметров. Однако, крупные фирмы, занимающиеся производством бутылированных вод, расположенные в г. Бишкек и его окрестностях, или же в г. Джалал-Абаде, предпочитают заниматься розливом пресных вод. Для мелких фирм, способных установить миницеха близ уникальных источников, требуется государственная поддержка и методическая помощь.

Мы (научные сотрудники, аспиранты, а не какая-нибудь государственная структура) в течение 15 лет ведем мониторинг производства и реализации бутылированных вод и выявили несколько перекосов.

Производственные мощности на 95% сосредоточены в Чуйской области и г. Джалал-Абаде. В Исскыккульской области, имеющей многочисленные скважины, инфраструктуру, потребителей в виде иностранных туристов (до миллиона в год), нет крупных производителей МВ. Нет их в Нарынской, Таласской, Баткентской и даже Ошской областях.

Все производители бутылированных вод в Кыргызстане работают в одном направлении, пытаясь достичь конкурентоспособности за счет снижения себестоимости продукции. В результате доля минеральных вод (требующих больших транспортных расходов, зависящих от сезонности) среди бутылочной продукции постоянно снижается. Совершенно нет бутылированных минеральных вод класса «Премиум» — в ресторанах, барах по завышенной цене предлагается искусственно-минерализованная «Бон-Аква», изготовленная из воды центрального водопровода г. Бишкек. По цене в 3-4 раза выше местной продукции продаются «Боржоми» и «Ессентуки» сомнительного происхождения.

Не учитывается имеющаяся потребность в лечебно-столовых водах. При природном изобилии врачам практически не чего предложить больным для лечения и профилактики тех заболеваний, при которых ранее применялись МВ. Имеется перепроизводство пресных столовых вод, рынок забит дешевыми бутылированными водами.

Имеется неравномерность предложения бутылированных вод по регионам. Выше было сказано, что Бишкекские производители предпочитают заниматься розливом пресных вод. В то время как в Джалалабадской и Ошской области рынок бутылированных вод на 70% представлен минеральной водой «Джалал-абад». В этих областях имеется неудовлетворенный спрос пресные питьевые воды.

Если говорить о сезонных колебаниях спроса и предложения, то можно отметить, что пресные воды представлены в изобилии круглый год. Тогда как в январе-феврале представленность минеральной воды «Джалал-абад» снижается от 70% торговых точек до 5-10%.

По-прежнему в мелких торговых точках большое количество не сертифицированной продукции. За исключением десятка ведущих производителей фирмы не согласовывают этикетки в установленном порядке, в результате информация для потребителей зачастую искажается.

Экспортируют продукцию всего 2-3 фирмы, что явно ниже имеющегося экспортного потенциала. Производители бутылированных вод не объединены в профессиональную ассоциацию, что не позволяет им выходить на внешний рынок. Проведение государственной политики в этой отрасли поручено Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности, однако должной поддержки отечественные производители пока не получили. Ежегодно лицензию на использование подземных вод для промышленного розлива получают 2-3 десятка фирм, но число действующих цехов за последние 5 лет не увеличилось.

При природном изобилии собственных вод около трети продукции на прилавках магазинов занимают импортируемые воды из Казахстана, России, Грузии.

Назрела необходимость объединения производителей минеральных вод для повышения конкурентоспособности продукции. Для приведения соответствия предложения бутылочных вод внутреннему и внешнему спросу государству и производителям необходимо учитывать данные независимого мониторинга.

Предыдущая страница| К оглавлению | Следущая страница


Яндекс.Метрика