Библиотека курортолога«Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии» → НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лимонов В.И.
ФГУ «РНЦ Восстановительной медицины и курортологии» Минздравсоцразвития, Москва

Эффективность развития отечественного санаторно-курортного комплекса во многом определяется формированием и реализацией прогрессивной нормативно-правовой базы. Следует иметь в виду, что сфера законодательства гораздо легче поддается влиянию людей, чем другие компоненты инфраструктуры санаторно-курортной сферы и, следовательно, через эту сферу можно обеспечить наиболее сильное и быстрое воздействие субъективного фактора на сохранение и поступательное развитие санаторно-курортного комплекса, на ускорение процесса становления цивилизованного рынка санаторно-оздоровительных услуг.

Структура санаторно-курортного законодательства включает два уровня. Первый уровень -федеральные законы, которые не только определяют стратегию развития курортного дела в стране, но и закладывают единые подходы к организации санаторно-курортной деятельности.

Второй уровень включает нормативные правовые акты субъектов РФ, которые раскрывают особенности применительно к конкретному населению и территории. Каждый регион уникален, обладает только ему присущими специфическими условиями, ресурсами и положением в государстве. Разнообразие курортного потенциала регионов предполагает множество векторов и вариантов развития в санаторно-курортной сфере, что делает необходимыми собственные правовые инициативы. Общая цель регионального законодательства — раскрывая специфику регионов в контексте общероссийской санаторно-курортной жизни, обеспечить сбалансированное, динамичное и устойчивое развитие территорий. Вместе с тем при всей региональной специфике необходимо, чтобы нормативные решения в регионах соответствовали общим принципам государственной санаторно-курортной политики.

Второй уровень также включает нормативные правовые акты федеральной власти, которые распространяются на сферы, напрямую не связанные с санаторно-курортным комплексом, но имеющие к нему косвенное отношение, и во многом определяющие эффективность проводимой государством политики в рассматриваемой сфере.

Шагом вперед явилось создание нормативной правовой основы (22.07.2005 № 116-ФЗ) функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее именуются — ОКЗ — «особые курортные зоны»). Курс на организацию ОКЗ способствует решению ряда приоритетных для санаторно-курортной сферы проблем в области совершенствования законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание современных санаторно-курортных объектов и инфраструктуры курортов, модернизации регионального санаторно-курортного комплекса в условиях его перехода от административных принципов функционирования к рыночным, стимулирование экономики курортного региона, развитие предпринимательства в рассматриваемой сфере.

Социально-экономические выгоды от создания ОКЗ очевидны и достаточно весомы. Резиденты ОКЗ уплачивают налоги в общеустановленном порядке. В тоже время налоговым законодательством им предоставлены льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество и земельному налогу.

Учитывая стратегические преимущества географического положения России и потенциал ее природных лечебных ресурсов, рекреационных территорий, практическая реализация формирования ОКЗ и создание на территории Российской Федерации современных конкурентоспособных санаторно-курортных и рекреационных комплексов позволит оживить санаторно-курортную сферу, создать в стране современную конкурентоспособную курортную индустрию.

Вместе с тем постановлением Правительства РФ утверждено Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения (07.12.96 № 1426 (ред. от 20.12.2002). Ответственный орган: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что критерии создания особых экономических зон и критерии конкурсного отбора таких зон не учитывают требования, предъявляемые при признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом. Следовательно, эти требования не принимаются во внимание при принятии решения о создании ОКЗ, а существенные экономические льготы и преференции не доходят до наиболее значимых курортных районов и санаторно-курортных организаций страны. В этой связи предлагаем инициировать внесение соответствующих изменений и дополнений в Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны и Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон в части, касающейся создания зон туристско-рекреационного типа со специализацией «санаторно-курортное лечение».

Данные официальной статистики говорят о том, что в Российской Федерации в последние годы малый сектор санаторно-курортного комплекса, несмотря на его достоинства, находится в застойном состоянии. Число малых предприятий, по существу, не растет. Подавляющее большинство малых предприятий санаторно-курортного комплекса образовано на основе функционировавших ранее санаториев-профилакториев и набольших санаториев.

Достоинства малого предпринимательства заставляют искать разнообразные методы его поддержки, позволяющие преодолеть трудности, которые испытывают предприниматели в процессе создания и функционирования бизнеса. Новым Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. определены особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ, в частности, определены конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целом установлено, что уровень развития малого предпринимательства санаторно-курортного комплекса в отдельных регионах находится в тесной связи с исторически сложившимся уровнем малых санаторно-курортных организаций, в первую очередь, санаториев-профилакториев; по-прежнему очень мало количество вновь создаваемых малых санаторно-курортных организаций. Особо отметим, что многие из работающих санаторно-курортных организаций, относящихся к малому бизнесу, не пользуются преимуществами, предоставляемые малому предпринимательству.

Разумеется, принятие закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации — хотя и очень важный, шаг к оживлению, в том числе и санаторно-курортного бизнеса, созданию в стране современной конкурентоспособной курортной индустрии. Однако, для того, чтобы создание и развитие малого предпринимательства обеспечило прорывной характер развития курортного дела в стране, а сами малые предприятия стали точками роста, предстоит ещё немало сделать, чтобы заложенные в законе принципы и потенциальные возможности были реализованы в полной мере, чтобы развитие санаторно-курортной сферы получило реальные позитивные сдвиги.

Совершенно очевидно, что необходимо дальнейшее развитие правовой базы курортного дела, которое должно идти по пути разработки законодательных и подзаконных актов, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ развития курортного дела в определении правовых гарантий и их реализации в обеспечении развития курортного дела России, защите субъектов санаторно-курортной деятельности, реализации прав граждан в санаторно-курортной сфере.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика