Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации» → НОВЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ

НОВЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ

Поважная Е.Л.

ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Росздрава», г. Москва

В настоящее время в Российской Федерации изменены механизмы организации и финансирования санаторно-курортного лечения застрахованных работающих граждан в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний, а также оздоровления детей застрахованных граждан при направлении их в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

До 2010 года на эти цели выделялись средства обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования согласно пункту 14 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

С 1 января 2010 года установлены новые подходы к определению в рамках обязательного социального страхования соответствующих страховых случаев. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» оплата путевок на санаторно-курортное долечивание работников, на оздоровление и отдых детей не является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Принято постановление Правительства Российской Федерации 17 марта 2010 г. № 15, которым признано утратившим силу Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное ранее постановлением от 21 апреля 2001 г. № 309. Таким образом, отменены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок, в том числе на санаторно-курортное долечивание непосредственно после стационарного лечения заболеваний, и перечень заболеваний, долечивание которых осуществлялось за счет средств обязательного социального страхования.

Приказ Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 44 «О долечивании (реабилитации) больных в условиях санатория» отменяется. Вместо него Министерством разработан проект приказа «Об утверждении порядка оказания работающим гражданам санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций» (www. minzdravsoc.ru).

Предлагаемый порядок определяет принципы организации совместной работы органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, лечебно-профилактических учреждений и санаторно-курортных организаций разных форм собственности по направлению работающих граждан для оказания санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи.

Предлагаемый порядок принципиально не отличается от ранее действующего Порядка направления работников на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 44, за следующим исключением. Полномочия по обеспечению данного вида санаторно-курортного лечения работающих граждан переданы от Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Кроме того, сроки санаторно-курортного лечения непосредственно после оказания специализированной медицинской помощи сокращены с 24 дней до 21 дня.

При этом остается прежним перечень заболеваний, лечение которых осуществляется непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций. Это заболевания беременных женщин групп риска, нестабильная стенокардия, острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции на сердце и магистральных сосудах, операции по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря, операции по поводу панкреатита (панкреонекроза), сахарный диабет, операции ортопедические, травматологические при дефектах и пороках развития позвоночника, пластике суставов, эндопротезировании и реэндопротезировании, реплантации конечностей.

Не изменились и рекомендации по медицинскому отбору больных, направляемых на санаторно-курортное лечение, в том числе показания и противопоказания для его осуществления.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рекомендовало осуществлять восстановительное лечение (долечивание) работающих граждан в санаторно-курортных учреждениях разных форм собственности в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации, так как программой предусмотрены мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных в условиях санатория; предусматривать финансирование восстановительного лечения (долечивания) работающих граждан при разработке территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (письмо руководителям органов государственной власти субъектов РФ от 23 октября 2009 г. № 14-5/10/2-8382).

Кроме того, в настоящее время граждане разных категорий, в том числе и работающие граждане, могут быть направлены на восстановительное лечение непосредственно из учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России и РАМН, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, в санаторно-курортные учреждения, подведомственные Минздравсоцразвития России. Порядок направления больных регулируется приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2009 г. № 138н «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России».

Механизм проведения детской оздоровительной кампании в 2010 году также изменен. Регионам от Фонда социального страхования Российской Федерации переданы полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (за исключением отдыха в каникулярное время, организация которого возложена на органы местного самоуправления) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Закрепленные полномочия будут финансироваться за счет увеличения доходной базы региональных бюджетов в связи с изменениями налогового законодательства. Кроме того, федеральным органам власти разрешено осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление. Так, в 2010 году субъектам будут выделены субсидии из федерального бюджета в общей сумме 4,1 млрд. руб. на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По словам Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой, ожидается, что новый порядок повысит адресность проведения оздоровительных мероприятий, поднимет качество отдыха и позволит расширить уже в 2010 году контингент детей, которые поедут на отдых. Так, например, Министр подчеркнула, что оздоровительной кампанией будут охвачены дети из семей военнослужащих, в то время как раньше путевки по линии социального страхования для них не оплачивались.

Органы исполнительной власти на местах должны проработать механизм финансирования оплаты путевок с учетом возможного софинансирования работодателями, благотворительными организациями, иными спонсорами, установить нормативы оплаты стоимости путевок в детские санатории, оздоровительные и загородные лагеря (www.minzdravsoc.ru).

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика