Библиотека курортолога«Материалы Международного научного конгресса. 60-ая сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения (ФЕМТЕК)» → ПРОБЛЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Тезисы докладов

ПРОБЛЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Алехина Е.Ю.

Российская международная академия туризма (РМАТ), г. Москва, Россия

В результате относительной стабилизации экономического положения в России, в последние годы заметно активизировалась деятельность отечественного санаторно-курортного комплекса. С ростом общего благосостояния населения санаторно-курортный отдых становится вновь популярным у россиян, подтверждением чему служит практически полная загруженность курортных учреждений. Сегодня здоровый образ жизни становится своего рода символом жизненного успеха. Растет число людей, желающих поддерживать хорошую физическую и психическую форму, и лучшим местом для этих целей является курорт — чистый воздух, здоровое питание, комфортабельные условия, восстановительные программы.

Введение понятия лечебно-оздоровительный туризм, как раздела восстановительной медицины, стало своего рода компромиссом в давнем споре представителей курортного дела и туристического бизнеса об использовании санаторно-курортного потенциала в современных экономических условиях.

На первый взгляд все идет хорошо, отрасль динамично развивается, принося прибыль здравницам и доходы в бюджет государства. Но проблема заключается в том, что многие из приезжающих на курорты приезжают не лечится, а приятно проводить время. И как результат, в погоне за клиентом, многие традиционные санаторные комплексы перестают быть местом лечения, превращаясь просто в объекты размещения или, в лучшем случае, в некие оздоровительные центры.

С точки зрения сохранения традиций российской курортной школы, подобная тенденция не может не волновать.

Получается, что накопленный годами богатейший научный опыт и давние проверенные традиции и методики курортного лечения становятся недоступными широким слоям населения, превращаясь в узкоспециализированный раздел восстановительной медицины для элитарного использования.

Как же получилось, что высокоэффективная классическая курортная медицина постепенно уходит из нашей повседневной жизни?

Прежде всего, нет единого понимания принадлежности курортного дела, а соответственно программы сохранения курортной медицины на государственном уровне. С одной стороны курортное дело находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, что говорит о несомненном вкладе курортного лечения в дело сохранения здоровья нации, с другой стороны новый Закон о туризме РФ относит российские санатории к объектам туристской индустрии, а лиц приезжающих на санаторно-курортное лечение называет туристами. То есть получается, что курортное дело необходимо и системе здравоохранения, и туристическому бизнесу, но сохранением и популяризацией среди населения традиций курортного лечения на государственном уровне никто не занимается.

Недостаточная популяризация курортной медицины привела к тому, что санаторно-курортное лечение перестало быть частью национальной культуры россиян, как это было в прошлом. При полной загруженности здравницы, часто бывает, что лечебные услуги курорта остаются невостребованными. Особенно четко пренебрежение курортной медициной проявляется у молодого поколения, которое стало считать санаторно-курортное лечение уделом исключительно пожилых людей.

Таким образом, в условиях практического отсутствия поддержки государством, в том числе и финансовой, (социальный заказ можно назвать поддержкой с большим трудом, поскольку принимать пациента на 575 рублей в день, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ, это скорее помощь санаториев государству, чем наоборот), многим руководителям санаторно-курортных учреждений ничего не остается, как соответствуя спросу реформировать свой продукт путем переориентации здравницы в «объект туриндустрии».

Тенденция развития номерного фонда и развлекательно-досуговой базы с одновременным отказом от научнообоснованных методик курортного лечения, превращает отечественные здравницы в аналог западноевропейских курортов, которые характеризуются комфортабельным размещением, оборудованной по последнему слову техники курортной инфраструктурой, дороговизной услуг и лечения, отсутствием курортного режима и врачебного контроля над лечебным процессом.

Интересно, что подобный организационный подход уже был в истории российского курортного дела — в царские времена, разумеется, уровень развития был абсолютно иным, но принципы первостепенной коммерциализации и элитарности использования природных лечебных факторов были те же. Поэтому прозападный принцип функционирования российских курортов будет подобен шагу назад более чем на 100 лет.

В отличие от западной курортной системы в России:

- курортная отрасль изначально являлась доминирующей в туризме, и потому имеет самую распространенную сеть учреждений отдыха и мощную материальную базу;
- курортное дело поставлено на научную основу как в области планомерного изучения и охраны природных лечебных ресурсов, так и в организации лечебного процесса;
- курортная медицина в нашей стране всегда характеризовалась высокой эффективностью и общедоступностью.
Для решения вышеуказанной проблемы одним из выходов в сложившейся ситуации может стать активное сотрудничество курортного дела с турбизнесом в сфере популяризации традиций курортного лечения.

На сегодняшний день, большая часть санаторно-курортного продукта реализуется через туристические агентства. Если бы специалисты по продаже санаторных путевок, помимо описания номерного фонда и объектов инфраструктуры здравницы, могли профессионально рекомендовать лечебные услуги, с указанием возможных показаний и противопоказаний к применению, а также доносить до покупателя информацию о несомненной пользе санаторно-курортного лечения, это могло бы стать одним из шагов в деле сохранения курортной медицины в отечественном курортном комплексе.

Для подготовки подобных специалистов, целесообразно ввести в ВУЗах туристского профиля на специализациях, связанных с туристской деятельностью, учебный курс «Основы курортного дела», характеризующийся системным подходом, включающим комплексный анализ всех составляющих курортной сферы, включая оценку рекреационного потенциала и стратегию дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика