Библиотека курортолога → «Диссертация на тему: «Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации»» → 1.3. Специфика менеджмента и маркетинга санаторно-курортной отрасли
Глава 11.3. Специфика менеджмента и маркетинга санаторно-курортной отраслиУспешность деятельности санаторно-курортной организации (СКО) зависит от условий многофакторного благоприятствования, среди которых имеют значение, прежде всего, персоналии и классность менеджмента, сформированность конкурентной среды, наличие свободы маркетингового маневра, создание эффективных коммуникаций [25, 27, 35, 36, 37]. Под коммуникацией понимается взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию [119]. Современная санаторно-курортная организация управляет сложной системой коммуникационных связей. Она имеет коммуникационные отношения с клиентами, посредниками, поставщиками, различными регулирующими, финансирующими и контролирующими структурами, общественностью и с другими санаторно-курортными организациями. Причем эти связи носят разнонаправленный и пересекающийся характер. В организации коммуникации представляют сложный все проникающий процесс, поэтому имеет смысл говорить о коммуникационном процессе, чтобы оценить эффективность коммуникации [113]. Основная цель коммуникативного процесса — обеспечение понимания информации. Т. е. понятие «коммуникационный процесс» соединяет в себе технические и психологические компоненты этого явления. Но коммуникация это не дорога с односторонним движением. Коммуникация состоялась, если есть обратная связь. Обратная связь подразумевает смену коммуникативных ролей Получателя и Отправителя, но ответственность за наличие обратной связи лежит на Отправителе [123]. Даже, если Отправитель достаточно компетентен в вопросах организации коммуникационного процесса, смысл идеи Получателем может быть искажён, вследствие неких изначально недоступных различий (преград и барьеров) между Участниками коммуникационного процесса. Санаторно-курортный комплекс уже давно сформировался в самостоятельную отрасль, которая, с одной стороны, относится к индустрии гостеприимства, с другой — к оказанию лечебных и оздоровительных услуг населению. Другие авторы считают, что в санаторно-курортной отрасли маркетинг также обязан найти свое место, поскольку это объективная необходимость. Но здесь важно четко представлять, что из себя предоставляет санаторно-курортная услуга, каковы ее особенности, структура [72, 64, 19]. Из классического маркетинга известно, что если производитель товара или услуги превзошел ожидания клиента, то последний, скорее всего, станет его постоянным клиентом (P. Kotler, 1998). Но маркетинговые разработки применительно к реабилитации и восстановительному лечению практически отсутствуют [21, 27]. Вместе с тем лишь в последнее время стали встречаться немногие публикации и работы (А. М. Ветитнев, 1997, 2007; Н. В. Калмыкова, 2004), посвященные внедрению маркетинга и обосновывающие необходимость использования маркетинга и менеджмента в работе санаторно-курортной отрасли [74].
Учитывая, что санаторно-курортные услуги с точки зрения маркетинга имеют много общего, а международная классификация ВТО прямо относит поездки на курорты с целью лечения к лечебному туризму, то санаторно-курортный маркетинг можно рассматривать как один из видов туристского маркетинга, имеющего с ним ряд общих черт:
Как отмечает А. М. Ветитнев, маркетинг СКО имеет ряд отличий:
Ветитнев А. М., Поташева И. Ю., 2007, предлагают градацию санаторно-курортных услуг [132, 23]. Согласно, данной градации (таблица 1) удовлетворенность посетителя от качества полученных услуг складывается из 4 основных составляющих: лечение, проживание, питание, досуг, и только при условии выполнения всех вышеперечисленных основных услуг можно утверждать, что санаторно-курортная услуга выполнена качественно. Таблица 1. Градация санаторно-курортных услуг санатория
Однако для создания оптимальных условий для пациентов руководителям СКО необходимо грамотно организовать обеспечивающие и управленческие услуги. Данный процесс, на наш взгляд, невозможно представить себе без внедрения информационных технологий: автоматизированной системы управления санаторием и интегративной оценки эффективности восстановительных мероприятий. Программный продукт (медицинская информационная система) позволяющей в комплексе автоматизировать все этапы работы санатория, на современном уровне организовать и оптимизировать его деятельность в части поддержки лечебно-профилактических технологий и создания информационной инфраструктуры учреждения, тем самым обеспечив удобство работы для персонала и, всесторонний контроль, и анализ для руководителя СКО [115]. Санаторно-курортным организациям придётся пересмотреть составляющие своего курортного продукта, обеспечив его многовариантность, в ряде случаев изменить как организационную структуру, так и структуру управления, существенно улучшить уровень сервиса и расширить объем дополнительных услуг. Таким образом, на современном этапе развития санаторно-курортной отрасли необходимо внедрять в практику технологии маркетинга и менеджмента. Целью внедрения таких технологий является совершенствование управления санаторно-курортными организациями, оптимальное и эффективное использование всех ресурсов для полного удовлетворения потребности и спроса населения на санаторно-курортные услуги, поддержание конкурентоспособности санатория, а также для формирование интереса потенциальных потребителей медико-оздоровительных услуг за счет расширения их спектра и сервиса.
|