ВЫВОДЫ

1. Проблемами развития санаторно-курортной отрасли в РФ являются: отсутствие единой государственной политики в области финансового и нормативно-правового обеспечения санаторно-курортной отрасли, отсутствие единой структуры и единого центра управления, а также отсутствие информированности потребителей санаторно-курортных услуг (пациентов, медицинских работников и др.) о санаторно-курортных организациях, что приводит к снижению доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления для населения.

2. Основной формой государственного контроля медицинской деятельности по оказанию качественных санаторно-курортных услуг является лицензирование. Однако, в отсутствие детализированных требований к осуществлению санаторно-курортной деятельности, процедура лицензионного контроля играет не достаточную роль в управлении качеством медицинской помощи. Основными формами внегосударственного контроля медицинской деятельности по оказанию качественных санаторно-курортных услуг являются добровольная сертификация санаторно-курортных организаций, проводимая органами по сертификации, и контроль со стороны профессиональных медицинских ассоциаций.

3. Учитывая масштаб и специфику отечественной санаторно-курортной отрасли, возможности контроля качества санаторно-курортных услуг исключительно средствами государства и малочисленных общероссийских профессиональных курортных ассоциаций/объединений представляются недостаточными. Необходим общественный контроль качества санаторно-курортных услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями. Оценка качества санаторно-курортных услуг в независимых отзывах пациентов является основой общественного контроля за деятельностью санаторно-курортных организаций.

4. Анализ мнений пациентов санаторно-курортных организаций (санаториев Красноусольск, Янган-Тау и Чемитоквадже) о критериях выбора санаторно-курортной организации показал, что основным критерием являлся факт наличия природных лечебных факторов, а факт наличия сертификатов и наград оказался на последних местах (по ранжированным 14 критериям) у всех респондентов. 57% пациентов руководствовались при выборе санаторно-курортной организации позитивным мнением родственников, друзей и знакомых. Имеет значение факт наличия предшествующего положительного опыта: выбрали повторно тот же санаторий Красноусольск (35%), Янган-Тау (25%) и Чемитоквадже (18%) пациентов.

Пациенты, купившие путевку за полную стоимость (N=138), оказались менее удовлетворены, они оценили культуру обслуживания в среднем на 4,1±1,0; лечение 4,3±0,9; питание 4,0±1,0; проживание 4,1±0,7; сервисные услуги 3,8±1,1; а пациенты «льготники» (N=162) оценили культуру обслуживания в среднем на 4,6±0,4; лечение 4,5±0,5; питание 4,6±0,6; проживание 4,4±0,7; сервисные услуги 4,3±0,4 соответственно.

5. Анализ мнений пациентов санаторно-курортных организаций об источнике получения информации, критериях выбора санаторно-курортной организации, и степени удовлетворенности оказанными услугами путем проведения интернет-опросов показал, что при выборе санаторно-курортной организации для лечения и, тем более, оздоровления только (43%) обращаются за консультацией к врачу. Наиболее ценной, по мнению респондентов, информацией являются отзывы посетителей санаторно-курортных организаций с оценкой санаториев самими пациентами.

6. Анализ мнений врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, направляющих пациентов в санаторно-курортные организации, по вопросам их информированности о лечении и оздоровлении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах Российской Федерации показал недостаточную их информированность. Лишь 34% врачей указали, что владеют информацией о лечении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах РФ. 82,0 % врачей подтвердили готовность в ходе своей повседневной профессиональной деятельности применять информационно-справочный интернет ресурс, содержащий систему поиска и подбора санаторно-курортной организации по многофакторным параметрам.

7. Анализ лечебно-оздоровительного потенциала 673 санаторно-курортных организаций РФ по результатам анкетирования их руководителей показал, что СКО в РФ имеют современную лечебно-диагностическую базу.

Распределение санаторно-курортных организаций по основному лечебному профилю на 100 СКО: общетерапевтический профиль 57,8 на 100, болезни костно-мышечной системы 55,9 на 100, болезни органов пищеварения 46,9 на 100, болезни системы кровообращения 46 на 100, болезни органов дыхания 41,7 на 100, болезни нервной системы 33,2 на 100.

Ведущим лечебным природным фактором в исследуемых СКО является (на 100 СКО): климат (в 92,4), местные питьевые минеральные воды (в 62,1), местные лечебные грязи (в 52,1), местные минеральные воды для наружного применения (в 52,6). Основным методом лечения является аппаратная физиотерапия (применяют в 99,5).

8. Повышение информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях достигается созданием информационных ресурсов с помощью эффективных интернет—инструментов, подобных информационному порталу SANATORIA. RU. Информационный портал SANATORIA. RU предоставляет возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, дополненной оценкой и мнением посетителей о качестве полученных ими санаторно-курортных услуг.

9.Перспективами и путями развития информационного ресурса являются:

— дальнейшее расширение числа участников портала вплоть до полного охвата всех имеющихся в стране санаторно-курортных и оздоровительных организаций;

— поиск дополнительных механизмов мотивации субъектов санаторно-курортной сферы к активному участию в создании информационного портала SANATORIA. RU, что в свою очередь будет способствовать увеличению доступа широкого круга специалистов отрасли и потенциальных потребителей санаторно-курортных услуг к информации, содержащейся на портале SANATORIA. RU.;

— проведение различных тематических Интернет — опросов, касающихся качества предоставляемых санаторно-курортных услуг;

— расширение содержания информационного портала и включение в него рейтинговой системы оценки лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций. Целью составления такого рейтинга является, с одной стороны, стимулирование СКО и их руководителей к достижению наилучших результатов деятельности по основным направлениям санаторно-курортного дела, с другой стороны, расширение возможностей выбора потребителем санаторных услуг с учетом места СКО в рейтинге (оптимально подходящих по соотношению «цена-качество»).

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика