Библиотека курортолога«Материалы V Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России»» → ВЛИЯНИЕ АККРЕДИТАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ САНАТОРИЕВ

ВЛИЯНИЕ АККРЕДИТАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ САНАТОРИЕВ

Орозалиев С. О., Белов Г. В.

Медицинская аккредитационная комиссия, Комитет по сертификации медицинских услуг, г. Бишкек, Кыргызстан

В Кыргызстане на относительно небольшой территории сосредоточены громадные курортные богатства. Только в Иссык-кульской области действуют около 200 санаторно-курортных организаций (СКО): санаториев, пансионатов, домов отдыха, детских оздоровительных комплексов, спортивно-оздоровительных лагерей, находящихся в различном ведомственном подчинении и в разных видах собственности, в большей степени частной. Обеспечение качества санаторно-оздоровительных услуг достижимо через аккредитацию СКО и сертификацию услуг.

Целью настоящей работы явилась разработка и внедрение системы аккредитации СКО в Кыргызской республики.

Законодательной базой для разработки стандартов санаторно-курортного лечения и оздоровления явились Законы Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан в КР», «О защите прав потребителей», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республики». Согласно этим Законам аккредитация санаторно-курортных учреждений проводится на добровольной основе.

Медицинская аккредитационная комиссия (МАК) действует в Кыргызстане уже 12 лет. МАК разработала и внедрила в практику систему аккредитации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) первичного, вторичного и третичного уровня. Для медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, аккредитация стала важнейшим механизмом обеспечения качества. Стандарты качества медицинской помощи для каждого уровня были утверждены Приказами Минздрава и показали свою научную обоснованность и практическую применимость. Однако для СКО, оказывающих выборочно наиболее рентабельные услуги, многие критерии оценки качества услуг и организации ЛПУ оказались не применимы.

Приказом Минздрава Кыргызской республики от 9 января 2007 года № 3 «Об утверждении стандартов аккредитации организаций здравоохранения, санаторно-курортных учреждений в Кыргызской Республике и состава внештатных экспертов МАК» утвержден порядок аккредитации. Аккредитации проводится по 6 блокам вопросов путем самооценки и последующей экспертной оценки по четырехбалльной системе. Анализируются вопросы управления, качества услуг, безопасности здоровья и жизни, имущества отдыхающих, охраны окружающей среды. Для оценки природных лечебных ресурсов санаториев введен ландшафтно-климатический паспорт санаторно-курортного учреждения, сведения в который вносятся на основании режимных испытаний источников минеральных вод, климатических условий, описания растительности территории, пляжа, акватории. По результатам количественной оценки соответствия стандартам СКО присваивается категория — высшая, первая или вторая.

В то время как часть санаториев, в том числе находящихся в подчинении управления «Кыргызсоветкурорт» Федерации профсоюзов, не желают пока проходить аккредитацию, ведущие санатории «Иссык-Куль — Аврора», «Кыргызское взморье», «Голубой Иссык-Куль», «Чолпон-Ата» в этом году прошли аккредитацию повторно по трехлетнему циклу.

Одним из важнейших направлений системы аккредитации СКО стало внедрение инновационного процесса — элементов внутреннего (внутриучрежденческого) мониторинга качества санаторно-курортных услуг, т. е. процедуры самооценки деятельности организации не только до посещения экспертами МАК, но и послеаккредитационного процесса, что позволило организациям лучше осмыслить стандарты и провести оценку качества и эффективности каждого структурного подразделения.

Необходимо отметить, что процессу аккредитации предшествовало обучение руководителей данных организаций на конференциях и семинарских занятиях по порядку прохождения аккредитационного обследования.

Аккредитация СКУ дала возможность, во-первых, руководителям и персоналу организаций самим увидеть и оценить допускаемые дефекты и недостатки в повседневной работе, во-вторых, послужили стимулом для исправления выявленных дефектов и улучшения качества и эффективности деятельности СКУ, что нами доказано при изучении результатов процесса инспекционного контроля и повторного цикла аккредитации. В 2009 году во всех этих санаториях повысился уровень выполнения стандартов по сравнению с 2006 годом.

Таким образом, проведенный нами системный анализ качества и эффективности аккредитованных санаторно-курортных учреждений республики в рамках внедренной в отечественное здравоохранение системы аккредитации позволяет нам сделать научно-практический вывод, что аккредитации является базисным компонентом новой системы управления качеством санаторно-курортных услуг и служит повышению конкурентоспособности санаториев Кыргызстана на мировом туристическом рынке.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика