Библиотека курортолога → «Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации. 2019» → Динамика показателей двигательных способностей студентов
Динамика показателей двигательных способностей студентовГонсалес С.Е. Для повышения качества и оптимизации содержания занятий по физической культуре студентов целесообразна периодическая оценка их двигательных способностей (физической подготовленности). Цель исследования — проведение комплексного тестирования с последующим сравнительным анализом динамики показателей физической подготовленности студентов на основе сравнения показателей их двигательных способностей. Материал и методы. В исследовании участвовали студенты-первокурсники из России и других регионов мира в 2011 г. (всего — 140 девушек и 118 юношей) и 2018 г. (всего — 144 девушки и 121 юноша). Наблюдения и оценку физической подготовленности студентов осуществляли в начале учебного года, в ходе занятий по физической культуре. Комплекс контрольных тестов и упражнений соответствовал требованиям примерной программы по физической культуре для вузов. Методы измерений, инструментарий и оборудование для проведения контрольного тестирования соответствовали необходимым условиям и требованиям практики. Уровень физической подготовленности студентов оценивали по следующим критериям и показателям в соответствии с требованиями примерной программы в следующих контрольных тестах: бег на 100 м с высокого старта (скоростные качества), прыжок в длину с разбега (скоростно-силовые качества), количество сгибаний и разгибаний туловища из положения «сидя согнувшись» у девушек и подтягивания из виса у юношей (силовая выносливость), бег 500 м у девушек и 1000 м у юношей (выносливость), глубина наклона вперед, стоя на скамейке (гибкость), а также челночный бег 4x10 м (координационные и скоростные способности). Результаты. В соответствии с данными исследования, студентки — россиянки первокурсницы 2018 г. обучения статистически достоверно уступали результатам россиянок 2011 г. по скоростным и скоростно- силовым показателям (бег на 100 м и прыжок в длину с места, р<0,05), по показателям координационных и скоростных способностей (челночный бег 4x10 м, р<0,05), но наиболее значительные различия у девушек наблюдали в беге на выносливость (бег на 500 м, р<0,01). У девушек из других регионов мира статистические различия результатов, показанных в 2011 и 2018 г., наблюдались с незначительными изменениями, однако в целом с сохранением тенденции. Результаты обследования юношей-россиян в 2011 г. также по всем тестам оказались более высокими (р<0,05), чем у юношей в 2018 г., однако статистические различия результатов были менее выражены, чем у девушек. Общая тенденция снижения контрольных результатов в 2018 г. также сохранилась и среди студентов из других регионов мира. Вывод. Таким образом, проведенный статистический анализ результатов контрольных тестов в 2011 и 2018 гг. позволил выявить общую выраженную тенденцию снижения уровня физической подготовленности студентов-первокурсников (девушек и юношей). Нашими и другими исследованиями показано, что такие показатели, как выносливость и координационные способности, играют ведущую роль в структуре физической подготовленности студентов и характеризуют успешность их адаптации к учебной и социальной деятельности. Данная тенденция может указывать не только на некоторое снижение физической работоспособности, но также на возможное снижение качества жизни (условия проживания, питание, общее психоэмоциональное состояние и т.п.). |