Библиотека курортолога«Материалы Международного научного конгресса «Здравница-2018» (сборник тезисов).» → Некоторые особенности организации функционирования курортного дела в России

Некоторые особенности организации функционирования курортного дела в России

Разумов А.Н., Турова Е.А., Адилов В.Б. (Adilov.v36@mail.ru ), Львова Н.В., Морозова Е.Ю.
ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) опубликованы сведения, имеющие непосредственное отношение и объективно влияющие на особенности организации и функционирование курортного дела в России.

Наша страна и после урезания границ в 1990 г. по площади остается крупнейшей в мире. Климатические условия на большей ее территории не относятся к комфортным, что в первую очередь отражается на демографии, дифференциации сельскохозяйственного и промышленного производства.

Россия — страна природных контрастов: средние температуры самого теплого месяца колеблются от +1 °С на Крайнем Севере до +25 °С на Прикаспийской низменности, самого холодного месяца — от +6 °С на Черноморском побережье до -50 ° в северо-восточной Сибири.

Общая площадь страны на 01.01.17 — 17 125 191 км² из них:

  1. водная поверхность внутренних водоемов составляет 722 893 км², или 4,22% от общей территории страны;
  2. суши 16 402 298 км² — это 95,78%, из которых более 11 млн км² (это ровно 65%) занимает многолетняя мерзлота;
  3. болота распространены на 1 545 357 км², или 9,02% территории; лесные земли — 8 707 055 км², или 50,84% от общей территории страны, лесные насаждения вне лесного фонда — 263 089 км², или 1,54%; под сельскохозяйственными угодьями находятся 2 220 402 км², или 12,97%.

Размещение населения России связано с климатическими и экономическими условиями. На протяжении всей истории развития страны наблюдается очень сильный перекос по числу жителей между европейской и азиатской частями. Центральный, Южный и Приволжский федеральные округа перенаселены, а Сибирский и Дальневосточный заселены крайне недостаточно. Самыми некомфортными и наименее заселенными субъектами страны являются Чукотский автономный округ (0,07 человека на 1 км², т.е. на 1 человека приходится 14,3 км²), Ненецкий автономный округ (0,25 человека на 1 км²) и Якутия (0,31 человека на 1 км²).

Средняя плотность населения России составляет 8,3 человек на км², что более чем в 5 раз ниже среднего показателя по планете.

Альтернативой малокомфортным климатическим и сложным демографическим условиям в нашей стране служат ее природные богатства на обширных территориях и в ее недрах, в том числе во многом уникальные по составу и лечебному действию на человека природные лечебные ресурсы. Так, крайне ограниченные в масштабах страны прибрежные территории, омываемые теплыми акваториями, позволяющими осуществлять талассотерапию, с успехом компенсируются возможностью создания бассейнов и аквапарков лечебного и рекреационного назначения на основе использования минеральных и термальных вод. В крайне суровых климатических условиях Чукотского полуострова известно и достаточно изучено множество месторождений термальных высокодебитных хлоридных кальциево-натриевых минеральных вод, содержащих кремнекислоту, бром, а некоторые радон и углекислый газ. Например, источники Нешканские при общей минерализации 35 г/л имеют дебит 1,6 л/с и температуру 56 °С, источники Чаплинские (восточная и западная группы) при дебитах 1,8—12,0 л/с, минерализации 8,8—18,0 г/л, щелочной реакции среды — рН 8,5, обладают температурой 39,0— 77,0 °С и образуют термальные озера, не замерзающие при экстремально низких температурах Крайнего Севера.

Таким образом, непременным условием организации и развития курортного дела в странах с суровыми климатическими условиями является наличие и возможность рационального использования природных лечебных факторов при апробированном их количестве.

Законом установлено: природные лечебные ресурсы — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха, равно как и занимаемые ими территории, на которых находятся курорты, лечебно-оздоровительные местности, являются национальным достоянием народов Российской Федерации и имеют свои особенности в использовании и защите.

Изучение, освоение и использование природных лечебных факторов и их ресурсов должно осуществляться системно в определенной последовательности на основе анализа данных предыдущих исследований, профессионально подготовленными специалистами. Заказчики и пользователи курортного дела изначально должны быть ориентированы по стадиям, видам и этапам планируемых и перспективных исследований, иметь четкое представление об ожидаемых результатах. Только соблюдение строгой последовательности необходимых видов и этапов работ по курортологическому освоению и развитию территорий позволит гарантировать положительное решение поставленных задач и обеспечить их экономическую целесообразность.

Курортологическое обследование территории представляет собой 1-й этап исследований, имеет различные цели, задачи, объемы, детальность работ:

  1. для вновь осваиваемых и перспективных объектов (комплексные курортологические исследования с курортологическим районированием и выделением перспективных территорий в пределах административных единиц);
  2. для действующих — детальные курортологические исследования с осуществлением микроклиматической съемки местности, разработка биоклиматических паспортов, удостоверяющих дифференцированную оценку лечебных свойств территорий здравниц и их курортологическую ценность, рекомендаций к техническим заданиям и проектам по обустройству территории, в том числе корригирующим микроклиматическим сооружениям и т.д.);
  3. выявление состояния и способы решения различных задач по сохранению, рациональному использованию природных лечебных ресурсов, включая оценку применяемых методов лечения природными лечебными факторами.

Проведение геологоразведочных работ различной детальности в перспективных и выявленных проявлениях и месторождениях природных лечебных ресурсов, включая оценку запасов по промышленным категориям и экологическую оценку обстановки на объекте, относят ко 2-му этапу, в котором одновременно целесообразно выявление очагов возможного загрязнения окружающей среды на прилегающих к исследуемому объекту территориях.

3-й этап — организация работ по разработке, апробации и утверждению округа и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортных и лечебнооздоровительных территорий и их природных лечебных ресурсов.

4-й этап — обеспечение лечебной базы здравниц и других пользователей природными лечебными ресурсами, создание их технологической схемы эксплуатации.

На заключительном этапе необходимы регистрация в Росреестре и вынос на местность установленных границ округа и зон санитарной (горно-санитарной) охраны, согласование и организация работ по осуществлению мониторинга окружающей природной среды на курортных объектах и в пределах лечебно-оздоровительных местностей.

Исследования и работы по рациональному использованию и охране курортных и лечебно-оздоровительных местностей и их природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения подлежат организации как на вновь осваиваемых территориях, так и на действующих объектах.

Рациональное использование природных лечебных ресурсов, сохранение и развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов немыслимо без необходимой законодательной и нормативно-правовой базы. В конце прошлого века были приняты федеральные законы №26-ФЗ от 23.02.95 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее 26-ФЗ) и №33-ФЗ от 14.03.95 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее 33-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации №1425 от 07.12.96 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и №1426 «О признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения», которые в условиях хищнической приватизации в период становления новой России в определенной мере позволили сохранить основные курорты и снизить утрату санаторно-курортных комплексов страны, воспрепятствовать разбазариванию лечебно-оздоровительных земель в целях размещения на них различных объектов, не имеющих отношения к нормальному функционированию курортного дела.

К сожалению, 26-ФЗ с 2000 по 2013 г. был подвергнут 11 переработкам и дополнениям, основные поправки которых ни в коей мере не способствуют целям улучшения курортного дела в стране, а в 33-ФЗ из категорий и видов, особо охраняемых природных территорий исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты. В результате данный закон утратил какое-либо отношение к курортному делу в целом. В настоящее время в Государственной Думе находится Проект Федерального закона №555658-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям, обладающим природными лечебными ресурсами), который содержит ряд принципиальных ошибок и в случае его принятия, безусловно, окажет крайне негативное влияние на состояние курортного дела в России.

Необходимо отметить, что состояние санаторно-курортного комплекса России, за исключением пока что единичных случаев, последовательно деградирует в течение длительного времени. Причины увядания курортной отрасли имеют в основном экономические предпосылки. При этом можно констатировать отсутствие выработанного в течение многих десятилетий системного подхода к организации курортного дела. По мнению курортологов, в целях успешного решения проблемы восстановления и развития курортного дела в России необходимо в первую очередь на общегосударственном уровне исполнительной власти решить следующие вопросы.

  1. Создать в Минздраве России отдел по развитию курортного дела в России с надлежащими полномочиями и соответствующим штатом сотрудников. Учитывая практически отсутствие профильных специалистов, задействовать на определенный период внештатных экспертов-консультантов.
  2. Воссоздать в системе Минздрава России ныне утраченное, уникальное по роду своей деятельности и наличию специалистов научно-производственное объединение «Геоминвод», призванное выполнять весь комплекс работ по изысканиям природных лечебных ресурсов и техническому обеспечению их использования, а также созданию проектов округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и их месторождений от преждевременного истощения и порчи. При научно-производственном объединении целесообразно организовать подготовку специалистов, владеющих комплексом знаний в создании и эксплуатации бальнеотехнических систем, рациональном использовании природных лечебных ресурсов.
  3. Объединить под эгидой Минздрава России деятельность ныне разделенных научных институтов курортологии, озадачив их НИР актуальными проблемами по разработке регламентов и методов лечения, а также медицинской реабилитации в санаторно-курортных условиях с учетом современных подходов к доказательству эффективности рекомендуемых к применению природных лечебных факторов.
  4. Разработать с участием общественных организаций Концепцию развития санаторно-курортного комплекса России. Учитывая огромное социальное значение состояния курортного дела в стране и необходимость решения межведомственных проблем при ее реализации, утвердить данный основополагающий документ постановлением Правительства Российской Федерации. На основании Концепции должны быть разработаны и внедрены федеральная и региональные программы, координирующие деятельность по восстановлению и развитию курортного дела России и его санаторно-курортных комплексов, вне зависимости от их статуса, форм собственности и принадлежности.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика