Библиотека курортолога«Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии» → МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УСТАНОВЛЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИГУН, ИНДИЙСКОЙ И ТИБЕТСКОЙ ЙОГОТЕРАПИИИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УСТАНОВЛЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИГУН, ИНДИЙСКОЙ И ТИБЕТСКОЙ ЙОГОТЕРАПИИИ

Разумов А.Н., Намсараева Г.Т.
ФГУ «РНЦ Восстановительной медицины и курортологии» Минздравсоцразвития, Москва

В восстановительной медицине при разработке Цигун, индийской и тибетской йоготерапии основное внимание уделяется научному обоснованию механизмов их лечебно-оздоровительной эффективности. Формирование современных представлений о механизмах лечебно-оздоровительной эффективности этих оздоровительных методик является возможным и необходимым на основе анализа их структуры с позиций физиологии, посредством обобщения основополагающих положений смежных физиологических дисциплин, изучающих функции мозга. При этом исходной посылкой служит общее характерное свойство методик — контролирующая роль во всех комплексах психических упражнений, традиционно определяемых как «работа с проекциями психики на собственное тело». Это обстоятельство указывает, что пусковые стимулы к возникновению ответных реакций организма во время выполнения упражнений методик инициируются сознанием человека путем изменения характера высших функций мозга — высшей нервной деятельности. Следовательно, методическим подходом к установлению механизмов лечебно-оздоровительной эффективности методик может быть только системный анализ реализующихся процессов высшей нервной деятельности, обусловленных воздействиями выполняемых упражнений методик.

Основу предложенного подхода составляет методологическая проработка фундаментальных положений ведущих нейронаук — классической и современной физиологии высшей нервной деятельности, нейрофизиологии, нейропсихологии, нейроанатомии, психофизиологии и психологии, а также положений концептуально близких к традиционным методикам рефлексотерапии и лечебной физической культуры с целью описания поведения человека, занимающегося выполнением упражнений традиционных методик. Как способ исследования, этот подход представляет собой функционально-компонентный анализ данного поведения.

С точки зрения вышеприведенной кооперации научных дисциплин выполнение упражнений методик рассматривается как формирование своеобразных динамичных стереотипов поведения и психической деятельности, инициированных особыми видами социальных и идеальных потребностей и мотиваций. В этой связи развиваемые упражнениями стереотипы поведения и психической деятельности являются целенаправленным видом функциональной деятельности человека, для анализа которой может быть использована теория функциональных систем. На основе теории функциональных систем изучаются различные проявления жизнедеятельности организма во всем многообразии их взаимодействий с внешней средой, в число которых органично вписываются известные психические процессы и состояния. Благодаря эволюции ее классических представлений в контексте современных теории психологической деятельности А.Н.Леонтьева и теории динамической локализации психических функций А.Р.Лурия, возникла возможность нейрофизиологического обоснования психических проявлений в поведении человека.

Согласно адаптированному варианту традиционного определения методик практическая реализация методик — это модель поведения, решающая «задачи управления» состоянием человека посредством воспитания и поддержания «дисциплины тела, психики и разума». При анализе структуры методик в рамках указанной модели, на основе установленных в нейронауках современных представлениях о закономерностях формирования и реализации различных форм поведения человека, возникает возможность непосредственной идентификации тех психофизиологических процессов, которые определяют характер и особенности реализующегося поведения во время выполнения упражнений методик. Именно с реализацией этих процессов могут быть связаны лечебно-оздоровительные эффекты традиционных методик.

В рамках предложенного подхода представляется необходимым обосновать следующие аспекты: обозначить модель организующегося поведения как формирование специфической доминирующей функциональной системы; охарактеризовать данную функциональную систему как формируемую и контролируемую психикой функциональную деятельность организма; провести обзор стадий функциональной системы в контексте выполняемых упражнений (психических, дыхательных, физических); обозначить в реализующейся функциональной системе те психофизиологические процессы и механизмы, которые инициируют процессы саморегуляции организма, осуществляющие проявление лечебно-оздоровительной эффективности методик.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика