Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации» → КУРОРТНАЯ СФЕРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

КУРОРТНАЯ СФЕРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Стороженко Н.А. (russpa@yandex.ru, тел.: (495) 959-23-15)

Президент Национальной Курортной Ассоциации

Президент Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения,

Заведующий кафедрой «Менеджмент курортов и рекреации» РМАТ, г. Москва

Пандемия экономического кризиса не обошла стороной и Россию. Но если выздоровление экономики прогнозируется в ближайшие годы, то кризис в здравоохранении стал реальным фактором и перешел в хроническую форму. Скорого выздоровления ожидать не следует. Вымирание населения стало катастрофическим, и добиться стабилизации можно только через 10-20 лет. Это при условии, что резко будет сокращен уровень смертности и увеличена продолжительность жизни. Начиная с 2000 года, в России ежегодно только от сердечно-сосудистых заболеваний умирает около 1,2 млн. человек. Мужчины не доживают до пенсионного возраста и не понятно, зачем накапливать отчисления на будущую пенсию, до которой дожить нет никакой гарантии.

Россия больна, но существующая система здравоохранения не может снизить рост заболеваемости населения, связанный с неблагоприятными изменениями условий жизни, трудовой деятельности, окружающей среды, так как не имеет реальных социальных и экономических возможностей влиять на причины возникновения болезней у взрослого и, особенно, у детского населения страны.

Сегодня, к сожалению, медицина в России является исключительно госпитальной и узкоспециализированной, в то время как с самого зарождения врачебное искусство главной своей целью ставило сохранение и укрепление здоровья, используя, прежде всего, профилактическую направленность.

У нас в стране нет системы охраны здоровья людей, поскольку здравоохранение — это в основном «ремонтная база», приносящая зачастую прибыль предпринимателям от здравоохранения.

Ушли в прошлое фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, нет программы возрождения здравоохранения на селе, где живет основная часть населения страны.

Еще не так давно советская система здравоохранения признавалась лучшей в мире. Сегодня структурная проблема здравоохранения — это слабость первичного звена и акцент на специализированную помощь. Создаются суперцентры, которые могут обслужить максимум сотую часть населения, в то время как основная масса не имеет доступа даже к первичной врачебной помощи.

Американцы продвигают теорию о том, что если на 1 кв. км территории проживает менее 5 человек, то она — ничья, она — достояние не отдельной страны, а всего человечества? Не о нашей ли территории от Урала до Сахалина идет речь? Явно, что не о Сахаре.

Российская нация вымирает. Разложение нравственности и духовных корней в государстве являются первопричиной всех бед. Коррупция, взяточничество, реклама алкоголя и табака — это звенья одной цепи по дальнейшему разложению населения. Алкоголизм и наркомания — это способ делать невыносимые конфликты временно терпимыми. Люди, употребляющие алкоголь, стремятся уйти от одной реальности, которая кажется им тягостной, к другой, более «розовой». Пока в стране будет продолжаться разгул капитализма, и увеличиваться разница между бедными и богатыми, никакими концепциями искоренить социальные проблемы не удастся.

Услуги здравоохранения должны предоставляться в рамках одной модели для всех граждан, независимо от статуса, общественного и материального положения. Если мы действительно хотим справедливого распределения медпомощи, начинать надо именно с этого.

Сколько сейчас имеется ведомственных лечебных учреждений, спецбольниц! Такие больницы для различных элит есть еще разве что в африканских странах. Это все ведет к усложнению организационной бюрократии, к разным стандартам лечения и, в конечном итоге, — к социальной несправедливости.

Каждая независимая страна должна иметь собственное производство жизненно необходимых лекарственных средств. Любое обострение международных отношений и прекращение поставок препаратов может повлечь за собой гибель людей и без применения военной силы. Трудно представить себе воюющую армию, в медицинском арсенале которой лекарства, приобретенные у противника. Производство жизненно необходимых лекарственных средств должно быть делом государства, и, кажется, правительство начинает это понимать.

Новые технологии в медицине и достижения фармакологии отодвинули на второй план принципы профилактики болезней среди населения, которое практически, слепо веря в рекламу медицинских достижений и фармакологии, не бережет свое здоровье, не хочет заниматься им. Наряду со строительством ряда хирургических центров, которые, безусловно, спасают жизнь десяткам тысяч больных и способствуют развитию научных достижений в медицине, абсолютно не уделяется внимания развитию стратегии здравоохранения, направленной, в первую очередь, на сохранение здоровья и предупреждение заболеваний. Казалось бы парадокс, но чем больше больных, тем выгоднее здравоохранению, так как больше бюджет. В то же время вообще не предусматриваются никакие меры поощрения здоровых. Здоровым быть вообще не престижно. Больной более уважаемый. Да и болезнь можно купить с доставкой на дом, «официально, недорого». Только позвони, прочитав объявление в метро, и ты больной.

В последние годы в публичных выступлениях лидеров нашей страны все больше озвучивается мысль о том, что будущее нации зависит от здоровья людей. Эта истина не требует доказательств. Здоровье — основа основ. Из больного ребенка не получится, к сожалению, ни здорового гражданина-созидателя, ни защитника Отечества. Больная нация не может иметь здоровую экономику. Это тоже истина.

Первостепенную и основную роль в формировании здоровья нации играют, безусловно, социальные условия. Общеизвестно, что уровень здоровья в основном зависит от условий жизни, питания и экологии.

По мнению В.В.Путина, социальная сфера и, прежде всего медицина являются залогом даже политической стабильности в стране.

Следует учесть, что санаторное лечение всегда было одним из эффективных и массовых звеньев отечественной медицины. Использование его в лечебно-профилактических целях является не затратным, а довольно прибыльным делом. Общеизвестен семикратный экономический эффект от долечивания в санаториях постинфарктных больных. И вообще, рубль, вложенный государством в здоровье человека, окупается десятикратно.

Президент страны поручил сделать трехлетний бюджет социально ориентированным. Но в нем не нашлось места для курортной сферы. Возможно, и нашлось бы, но кто заинтересован в подготовке таких предложений? Минздравсоцразвития? Он не может даже выполнить вмененные ему законом такие требования, как ведение государственного реестра курортного фонда. А если нет учета, как вообще можно говорить об отрасли? Откуда мы сегодня берем данные о количестве санаторно-курортных учреждений, их коечности, количестве получивших лечение? Не говоря уже о социальном срезе, востребованности лечебных профилей, сроках пребывания в здравницах. Да и вообще работают ли здравницы для лечения социально значимых заболеваний или, используя надуманную многопрофильность, пытаются любым способом выжить? Сегодня нет государственной политики в этой сфере, нет вертикали управления отраслью.

Государство совершенно не занимается резервированием курортно-рекреационных земель под будущее курортное строительство. Не проводится разведка и подсчет запасов лечебных ресурсов. А ведь это прямые функции государства.

Все это может привести к тупиковой ситуации, когда земли, располагающие природными лечебными ресурсами, но не включенные в природоохранную деятельность как земли лечебно-оздоровительного назначения (особо охраняемые природные территории), могут быть уже распроданы или застроены промышленными и хозяйственными объектами, либо скуплены частниками для последующей перепродажи под курортное строительство по баснословным ценам. В Сочи одна сотка земли стоит 100 тысяч долларов у частника, получившего ее за копейки. Выкуп такой земли и дальнейшее её использование под курортное строительство окажется не под силу никому, кроме государства.

Свидетельством тому, являются 82,4 миллиарда бюджетных рублей, выделенных под олимпийскую программу для выкупа земли, находящейся в Сочи в частной собственности. И это далеко еще не земли курортного назначения, те еще дороже.

В России давно идет «ползучая» приватизация курортных земель, которые в соответствии с действующим Федеральным законом № 26 от 23.02.1995 г. являются «национальным достоянием народов Российской Федерации и предназначены для лечения и отдыха населения». Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются достоянием именно народов РФ, а не отдельных лиц.

На наш взгляд, Правительство должно было бы на время ввести мораторий на продажу земель, относящихся к категории лечебно-оздоровительных местностей и курортов, если оно заботится о сохранности курортов России.

Надо взять их на учет, разобраться в каких целях они используются и кем, проводится ли плановое восстановление природных лечебных ресурсов, тем более резервируются ли земли под будущее курортное строительство или уже сегодня застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу.

Нам представляется, что именно это имелось в виду, когда Председателем Правительства РФ В.А.Зубковым 22.04.2008 г. было дано поручение Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, другим заинтересованным органам исполнительной власти и органам власти курортов федерального значения представить в правительство РФ согласованные предложения по реализации положений Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в том числе, в части подготовки программ развития курортов федерального значения.

Где эти программы развития курортов федерального значения?

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 101 от 02.02.1996 г. в разных регионах России имеется 26 курортов федерального значения, однако, какой из курортов участвовал в подготовке таких программ, нам обнаружить не удалось. Либо программы Минздравсоцразвития засекречены, либо никто и не собирался выполнять поручение Председателя Правительства, а срок был до 1 июля 2008 года.

А может аппарат Минздравсоцразвития знал, что В.А. Зубкова сменит В.В.Путин и не спешил? Напрасно.

10 августа 2009 года на заседании Правительственной комиссии в Кисловодске В.В.Путин дал поручение Минздравсоцразвития России (Т.А.Голиковой), Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной), Минфину России (А.Л. Кудрину), Минприроды России (Ю.П. Трутневу) с участием заинтересованных органов исполнительной власти рассмотреть вопрос о разработке государственной программы развития курортов федерального значения на 2011-2015 годы, предусматривающей, в том числе раннюю реабилитацию и оздоровление различных категорий граждан.

И опять тишина. Никакого шевеления. Очевидно потому, что чиновники уже привыкли не выполнять поручения Председателя Правительства.

Интересно бы узнать, как доложил, а срок был 1 ноября 2009 года, Минздравсоцразвития о выполнении поручения В.В.Путина в части принятия мер по совершенствованию организации санаторно-курортной помощи в рамках программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи, обратив особое внимание на обеспечение ее доступности различным категориям граждан? Не секрет, что сегодня для большинства нуждающихся санаторное лечение становится практически недоступным.

По мнению губернатора Ставропольского края В.Гаевского основные проблемы курортов Кавказских Минеральных вод состоят в том, что устаревшая инфраструктура отстает от развития здравниц, плохо проводятся природоохранные мероприятия и мониторинги исследования природных ресурсов, не проводятся подтверждения или переоценка запасов минеральных вод, не ликвидируются аварийные скважины, курорты испытывают дефицит в питьевой воде, а стоимость одного дня, заложенная в путевку для льготной категории граждан, сегодня почти в два раза ниже реальных затрат санатория. Для жителей Урала и дальних регионов транспортные расходы почти равны стоимости путевки. Эти проблемы характерны для большинства курортов России, и решаться они должны на федеральном уровне.

В частности, ввиду того, что Кисловодский курортный парк является именно федеральной собственностью, на его содержание в 2009 году было выделено 175 млн. бюджетных рублей. Сейчас все убедились, что лесной фонд курортов КавМинВод может быть сохранен только при передаче его в федеральную собственность. Это логично, т.к. пункт 1 статьи 13 «Поддержка развития курортов в РФ» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) гласит: «поддержка развития курортов федерального значения являются расходным обязательством Российской Федерации».

В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона " О Правительстве Российской Федерации" Правительство разрабатывает и осуществляет меры по развитию санаторно-курортной сферы.

Почему Минздравсоцразвития не выполняет возложенные на него обязанности по сохранению и развитию курортной отрасли, остается загадкой. А ведь это касается здоровья многих миллионов людей нашей страны.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика