Библиотека курортолога → «МАТЕРИАЛЫ Международного научного конгресса и 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения (ФЕМТЕК)» → СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ. УКРАИНСКИЙ ВАРИАНТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ. УКРАИНСКИЙ ВАРИАНТЛобода М.В. Лобода Т.М. Всеукраинская ассоциация физиотерапевтов и курортологов, г. Киев, Украина Главное богатство человека — это здоровье. По современным представлениям «Здоровье населения имеет социальную природу и представляет собой сложное, многогранное явление, формирующееся под влиянием комплекса взаимодействующих факторов». Здоровье населения — это необходимое условие высокого трудового потенциала, важнейший показатель экономического социального и культурного развития любого государства, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. За последние десятилетия в условиях экономической нестабильности ухудшилось состояние здоровья населения Украины. И это объяснимо, поскольку за этот период диапазон факторов риска расширился, а объем и качество профилактической работы и медицинской помощи сократились. То есть за последние годы наметились стойкие негативные тенденции в состоянии здоровья населения, что коррелирует с ухудшением экономического положения значительного числа семей. Проблема обеспечения населения качественной медицинской помощью одна из наиболее актуальных. В связи с этим курорты являлись и должны оставаться важным подспорьем и необходимым звеном в системе государственных мер оздоровления. Курортный комплекс Украины — это огромная социально ориентированная индустрия здоровья, которая в материальном выражении представлена большими запасами разнообразных природных лечебных ресурсов, довольно мощной сетью санаторно-оздоровительных учреждений и резервом сформировавшегося кадрового потенциала. Более того, для многих городов-курортов — это заметная (и даже главная) градообразующая составляющая. Такой огромный и социально значимый комплекс с неисчерпаемыми ресурсами различных по составу и бальнеологическим свойствам минеральных вод, лечебных грязей и климато-ландшафтных особенностей должен находиться под строгим контролем и управлением. Экономические преобразования, которые проводятся сегодня в Украине, требуют более эффективного использования природно-ресурсного потенциала регионов, что обусловливает сосредоточение деятельности по охране здоровья населения именно в них. Последнее обусловлено еще и тем, что регионы отличаются между собой социально-экономическими и природно-ресурсными возможностями, экологической ситуацией, уровнями деторождения и смертности населения. В связи с этим, концепция регионализации оздоровительной политики должна вытекать именно из социально-экономических, природно-ресурсных, экологических, климатических и культурных возможностей регионов. Основным звеном политики здравоохранения в регионах должно стать усовершенствование организации действующей сети санаторно-курортных учреждений, призванных обеспечивать боле эффективное и рациональное использование рекреационных и лечебных природных ресурсов. То есть речь идет о создании истинно профилактической и восстановительной формах здравоохранения. При этом объектом является — практически здоровый человек, а главной целью — предупреждение заболеваемости исключительно природными, немедикаментозными, лечебными ресурсами, профилактическими и другими средствами. Основой здоровья человека можно считать оптимальную организацию взаимодействия в системе «человек — окружающая среда». Практически такой гармонии нельзя достичь в пределах всей страны, и естественно возникает вопрос о создании определенных структур в регионах страны. Предполагается, что это будут центры, расположенные в различных регионах, с соответствующей природно-ресурсной, экологической и социально-экономической ситуацией. Предлагается такие центры называть «Валеологические инновационные центры» (ВИЦ) и классифицировать их на: рекропарки, рекрополипсы, курортополисы и рекреационные зоны. Организация таких центров целесообразна в Карпатской, Полесской, Северо-Причерноморской и Крымской рекреационных зонах. Создание их в этих зонах позволит сформировать в дальнейшем общенациональную сеть валеологических инновационных центров и интегрировать ее в международные оздоровительные сети. Экономической основой таких центров могут быть различные формы собственности (государственная, муниципальная, частная), а отдельные курортополисы могут представлять собой «специализированные экономические зоны», например такие города-курорты как Трускавец, Моршин, Сходница и др. Уровень развития валеологических инновационных центров и их организационной структуры определяется всей совокупностью имеющихся ресурсов, в том числе и природных лечебных, направленных на решение проблем оздоровления населения. Кроме всего прочего Центр — это комплекс экономически и юридически самостоятельных рекреационных, лечебных и реабилитационных учреждений, предприятий и организаций, учреждений науки и просвещения, финансовых и торговых учреждений, сконцентрированных на отдельной территории с развитой инфраструктурой. Весь этот комплекс объединен одним организационно-инновационным процессом и представляет собой своеобразный полигон для создания, широкого использования и распространения новых методов научно-технологической, оздоровительной, информационно-управленческой и экономической деятельности. Центр — это также современная база оздоровления, на которой проводятся современные научные исследования, внедряются наукоемкие технологии, проходит повышение квалификации сотрудников. Эффективность функционирования таких комплексов зависит, в основном, от уровня организации управленческой деятельности. Поэтому большое внимание необходимо сосредоточить на формировании соответствующих органов и организационных структур управления, средств коммуникации, а также информационной базы. Поскольку санатории, пансионаты, дома отдыха, отели, спортивно-оздоровительные лагеря и туристические базы расположены на территории существующих сегодня городов-курортов и подчинены разным министерствам и ведомствам, то первоочередной задачей социально-экономических преобразований должна быть организация системы управления ими. Органом управления может быть базовая организация валеологического инновационного центра со своей штаб-квартирой, а также местные органы власти в пределах своих полномочий. Базовой организацией может быть акционерное инновационное общество, которое, в свою очередь, может иметь несколько учредителей (в их число могут входить: научно-исследовательские институты, санаториии пансионаты, органы коммунальной собственности, предприятия, торговые фирмы и т.д.). В структуру центра также должен входить научно-технологический совет, созданный при базовой организации. Местные советы народных депутатов и органы управления государственной собственностью могут передавать в пользование базовой организации центра земельные участки (на договорных началах), объекты инфраструктуры. Для выработки методов и принципов организационного управления ВИЦ, оптимальных путей достижений оздоровительной и экономической эффективности может быть выбрано создание курортополиса в г. Трускавец, поскольку тут есть соответствующая научно-методическая и лечебная база, необходимая инфраструктура и, кроме того, г. Трускавец отвечает требованиям с точки зрения архитектуры, курортостроительства и экологии. Но дальнейшее развитие Трускавца, как и других санаторно-курортных зон должно идти не экстенсивным (через наращивание койко-мест), а интенсивным путем — через современные наукоемкие технологии рекреации, лечения и реабилитации, создание соответствующего сервиса и, необходимого для развития курорта, производства. Кроме того, желательно, чтобы санаторно-курортные зоны были открытыми для инвестиций и внедрения современных технологий, входили в мировую сеть курортных оздоровительных учреждений, отвечая статусу здравниц международного уровня. Все это обусловливает смену существующей формы хозяйствования на боле простую, гибкую и приспособленную к адаптации при каких-либо изменениях во внешней среде. Курортополис должен быть как единый организм, способный эффективно и надежно функционировать, обеспечивая постоянное развитие и выдерживая конкуренцию среди аналогичных учреждений страны и зарубежья. То есть курортополис следует рассматривать как триединое понятие: - во-первых, географическое, как город-курорт с соответствующими природными лечебными ресурсами, климатическими и экологическими условиями; — региональную схему развития и размещения инфраструктуры курорта, — схему генерального плана, — схему застройки города-курорта, — соответсвующие законадательные акты Украины. Создание курортополиса целесообразно проводить поэтапно, но поскольку он должен представлять собой еще и инновационную структуру, то в первую очередь необходимо создание центра типа бизнес-инкубатора. После создания инновационного центра следует провести формирование других предпринимательских структур с учетом организационной структуры самого курортополиса и интегрировать их на корпоративных началах в курортополис с дальнейшим присвоением статуса «специализитрованной экономической зоны». Таким образом, созданные рекропарки, рекрополисы, курортополисы, рекреационные зоны и связи между ними могут представлять собой Национальную сеть валеологических инновационных центров как новую форму оздоровления населения Украины. |