Библиотека курортолога → «Материалы V Всероссийского форума «Здоровье нации основа процветания России»» → О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ЦИГУН, ИНДИЙСКОЙ И ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ
О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ЦИГУН, ИНДИЙСКОЙ И ТИБЕТСКОЙ ЙОГИНамсараева Г. Т., Разумов А. Н. ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России», г. Москва
С середины XX века под влиянием западной культуры и философии, а также начавшейся активной интеграции с современной медициной, Цигун, индийская и тибетская йога распространяются и развиваются не только в своих изначальных формах, но и в виде многочисленных производных. Возможность развития методик в виде различных производных (модификаций) заключена в их базисных медико-философских принципах, систематизированных с учетом закономерностей функционирования универсальных биологических моделей, в рамках которой анализировались функции организма человека. Поэтому в каждой методике, внутри того или иного ее комплекса (физического, психического, дыхательного), нетрудно выделить интересующие аспекты, или даже новые направления, подчиненные тем или иным социально-групповым или индивидуальным интересам. Это качество методик, как правило, на Западе и в России служит источником генерации новых идей и суждений, приводит к росту числа разобщенных исследований, которые преимущественно носят характер интерпретаций. Как объекты исследований Цигун, индийская и тибетская йога отличаются значительной сложностью. По существу, они представляют собой сложно переплетенные сплавы рациональных и весьма полезных знаний с метафизическими представлениями прошлого. Любой исследователь методик при их изучении сталкивается с необходимостью привлечения и проведения анализа многих научных дисциплин и различных областей знания. Использование в анализе современных представлений и понятий, нередко формирует определенные авторские взгляды на изучаемую проблему, что дает основание исследователям выделять собственные модификации методик. Модификации возникают и в странах традиционного распространения методик, где на волне их востребованности подключаются многочисленные носители и продолжатели традиций. Используя достаточную гибкость и открытость методик для новых интерпретаций, они активно пополняют банк модификаций Цигун, индийской и тибетской йоги. Для адекватной научной оценки традиционных методик и разработки принципов такого же адекватного их практического применения необходимы системные аналитические работы междисциплинарного характера. Появление таких исследований представляется делом не столь уж далекого будущего, поскольку на данном этапе ведется активная систематизация и обобщение знаний на основе современных представлений и методов. Вместе с тем следует отметить, что каждую методику необходимо изучать отдельно. Однако базисное, методологическое и структурное сходство методик допускает проведение их одновременной оценки. На данном этапе этот подход представляется целесообразным, так как практика методик эволюционирует значительно быстрее. Объективное отставание научных разработок, требующих длительных исследований с одной стороны и явная высокая эффективность методик с другой стороны привели к распространению и утверждению сугубо прагматических подходов в применении методик. Обычной практикой использования методик стало применение отдельных комплексов психических, физических и дыхательных, отдельных их элементов или формирование на их основе групп упражнений для достижения определенных целей (медицинских, психологических, спортивных). Тем не менее, к распространению данной практики нельзя отнестись отрицательно. Даже в этом, как мы считаем, «усеченном» применении методик, они все же становятся достоянием населения, что приносит определенную пользу и уже может расцениваться как позитивное явление в оздоровительной практике. Однако вызывают опасение те случаи, когда интерпретация методик и последующее их практическое применение противоречит современным медицинским представлениям и установкам. Модная в настоящее время увлеченность элементами и атрибутикой восточных культур (в том числе и многочисленными специальными диетами) активно используется в коммерческих целях. В угоду подобным устремлениям методики бессистемно разделяются, подвергаются различным и неоднократным трансформациям и нововведениям. Полученные разделы или даже элементы группируются по потребительскому принципу, приспосабливаются к интересам тех или иных учреждений или сообществ в виде экзотических видов гимнастики, спорта, релаксации и разного рода тренингов. Заложенные в методиках способы воздействия на сознание и поведение человека, особенно в индийской йоге, становятся дополнительным инструментом для определенных манипуляций с поступками и действиями людей в некоторых культах и философских течениях, что является благодатной почвой для возникновения на их основе новоявленных сектантских учений. К настоящему времени известно и предлагается многочисленными интерпретаторами такое многообразие модификаций и вариантов традиционных методик, что они уже с трудом узнаются как «методики сами по себе». К сожалению, подобная практика не только существует, но и расширяется, в том числе, и в России. Наблюдаемое распространение узкого практицизма в применении методик компрометирует и извращает их как культурное достояние многих народов, не говоря уже о том, что происходит вытеснение исконных традиционных концепций и принципов методик. Более того, непрофессиональная эксплуатация методик приводит к нанесению существенного вреда здоровью людей, проявляющегося наиболее пагубно в его психической составляющей. Не лучшим образом на сегодня можно характеризовать и процесс формирования научных представлений о методиках. Изучение методик нередко носит торопливый и фрагментарный характер из-за стремления быстрого получения практических выгод. В результате этого возникают недостаточно обоснованные, якобы «новые» научные взгляды. Не обходится и без привлечения умозрительных представлений, обусловленных применением устаревших понятий. Возникающие при этом различные школы и направления, у которых имеются собственные приверженцы, создают основу для распространения противоречивых и некорректных теорий, искажающих основополагающие принципы методик. Во многих странах, где распространены традиционные методики (в России начиная с 90-х годов, с появлением коммерческих медицинских структур), наблюдается «приход» в индустрию оздоровления немалого числа «основоположников и авторов уникальных лечебно-оздоровительных методик». Надо полагать, что масштабы деятельности этих «основоположников и авторов» весьма внушительны. Использую непростую ситуацию в обществе и медицине, спекулируя на желании людей сохранить и укрепить свое здоровье, «продавцы оздоровительных услуг» привлекают в свою сферу большие слои населения. Интерес к обширнейшей и сложнейшей тематике, каковой сегодня являются традиционные методики, сопровождается выходом значительного числа публикаций. У нас в стране издаются многочисленные переводы трудов иностранных авторов. В большей степени это интерпретаторская и популярная литература, содержащая те или иные фрагменты древних трактатов и текстов с изложением авторских комментариев. Оригинальные работы немногочисленны. В большом количестве издаются практические рекомендации, различные руководства к упражнениям, энциклопедии, разного рода справочники, сборники и др. Столь же многочисленны публикации по философско-литературным и культурно-историческим исследованиям Цигун, индийской и тибетской йоги. Непосредственно медицинские аспекты методик освещаются преимущественно в зарубежных периодических изданиях. Это многочисленные работы по исследованию лечебно-оздоровительной эффективности методик и разнообразных физиологических эффектов, развивающихся в организме при выполнении упражнений. Предпринимаются исследования по теоретическому построению и оценке физиологических процессов при выполнении физических и дыхательных упражнений (асан, определенных видов движений и дыхания), с различных позиций проводится оценка и исследование измененных состояний сознания при выполнении психических упражнений. В России освоение традиционных оздоровительных методик осуществляется в двух направлениях — практическом и научно-образовательном. Практическое направление реализуется с одной стороны через многочисленные коммерческие учреждения, с другой — через сеть курортных, восстановительных и оздоровительных центров в виде Wellness индустрии, в меньшей степени через некоторые лечебные учреждения. Подготовка специалистов в области традиционных оздоровительных методик начата в Национальном институте здоровья (г. Санкт-Петербург) и его филиалах. В ряде образовательных учреждений на кафедрах восстановительной и традиционной медицины организовано тематическое усовершенствование по традиционным оздоровительным методикам. В ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии» Минздравсоцразвития России в течение ряда лет проводятся исследования по научному обоснованию Цигун, индийской и тибетской йоги. Основное внимание уделяется вопросам разработки механизмов их лечебно-оздоровительной эффективности. Разработка именно этих вопросов имеет важное самостоятельное значение, так как они составляют то слабое звено традиционных методик, которое препятствует их официальному признанию в России. Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что научное изучение и практическое освоение традиционных оздоровительных методик достаточно сложный трудоемкий и длительный процесс. Выйти из данной, далеко непростой ситуации и изменить наблюдаемые процессы может только формирование научно обоснованных представлений о традиционных методиках. Одновременно, необходимо всеми имеющимися средствами современной пропаганды распространять достоверную и объективную информацию, отражающую все стороны применения методик — уровень научных исследований, подготовку специалистов, состояние лечебно-оздоровительной практики. Таким образом, складывающаяся в России сфера применения традиционных оздоровительных методик, безусловно, требует внимания со стороны органов здравоохранения. Представляется актуальным продолжение научных разработок по методикам, на основе которых необходимо сформулировать на новом научно-методическом уровне принципы их практического применения. Следует внести упорядоченность в деятельность многочисленных учреждений и сообществ, неконтролируемо использующих в своей практике Цигун, индийскую и тибетскую йогу. Полагаем, что организованное в соответствии с современными медицинскими установками применение традиционных оздоровительных методик может внести значительный вклад в реализацию начавшейся в России масштабной программы по формированию здорового образа жизни. |