Библиотека курортолога«V Международный конгресс Восстановительная медицина и реабилитация» → ПСИХОФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КУПИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ ЭКЗОГЕННОГО (ОРГАНИЧЕСКОГО И ПСИХОГЕННОГО) ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ

ПСИХОФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КУПИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ ЭКЗОГЕННОГО (ОРГАНИЧЕСКОГО И ПСИХОГЕННОГО) ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ

Ахвердова О. А., Уваров В. В., Сафарьян С., Шаталова А. Ю., Ягода С. А.

ГУ Клиника пограничных состояний, кафедра психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии ФПО Ставропольской государственной медицинской академии, Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Проблемой современной педиатрии, детской психоневрологии и смежных с ней дисциплин является изучение конституционально-типологической предиспозиции ВНД, конституционально-психотипологической предиспозиции личности подростка, относящегося к диапазону психологической нормы в конституционально-континуальном пространстве личности, и его отличий от диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ). Продолжающийся рост заболеваемости способствует определенному накоплению внебольничного контингента детей с пограничными нервно-психическими расстройствами (ПНПР), с аномальными личностными и поведенческими расстройствами. Существенная роль в развитии экзогенеза у детей принадлежит деструктивным факторам социальной среды обитания.

Цель работы — изучение сравнительной эффективности патогенетической терапии у младших школьников в зависимости от степени выраженности конституциональной недостаточности.

Материал и методики исследования. В выборочном клинико-психопатологическом, экспериментально-патопсихологическом и клинико-терапевтическом сравнительном динамическом обследовании участвовало 144 испытуемых, из них 82 младших подростков 7–12 лет, составивших 1 группу с признаками ПАЛ (конституциональная психотипологическая и органическая недостаточность), явившаяся основой стойких проявлений неврастеноподобных расстройств экзогенного генеза (травматического, инфекционного). Были выделены 2 подгруппы с различной степенью выраженности конституциональной недостаточности: 1А — 42 младших подростков с непатологическим стереотипом девиантного поведения; 1В — 40 младших подростков с патологическим стереотипом девиантного поведения (делинквентное, токсикоманическое, парасексуальное, суицидальное). Сравнительную 2 группу составили 62 младших подростка с признаками аномальных личностных и поведенческих реакций (24 ребенка), а также с синдромальными расстройствами острого психогенного происхождения (38 детей) после теракта в Беслане (Республика Осетия-Алания). Традиционную терапию (3 группа) получали 18 детей с аналогичными нарушениями по разным причинам отказавшихся от интенсивной терапии. Разработанная патогенетическая интенсивная комплексная терапия (ПИКТ) направлена на инактивацию ведущих этиопатогенетических звеньев, лежащих в основе церебрастенических, невротических, личностных и поведенческих расстройств экзогенно-органического и психогенного происхождения, включает инфузионное использование сложных фармакологических композиций (СФК), в состав которых могут входить препараты следующих групп: транквилизаторы или антидепрессанты, церебропротекторы, ангиопротекторы, актопротекторы. Инфузионное введение обосновывается необходимостью максимально быстрой и надежной доставкой лекарственных препаратов непосредственно к рецепторным зонам мозговых структур. В качестве сравнительных методов использовались традиционная психофармакотерапия в виде методик перорального приема и внутривенного струйного введения лекарств и плацебо-терапии. В процессе сравнительной клинико-терапевтической оценки эффективности ПИКТ применялась четырехбалльная клинико-терапевтическая шкала, основанная на степени редукции ПНПР, а также степени восстановления социально-психологического функционирования, как в процессе лечения, так и по катамнестическим данным, патопсихологические и математические (дискриминантный и кластерный анализ) методы изучения личности.

Полученные результаты. Сравнительный клинико-терапевтический анализ 1 группы показывает, что суммарный эффект в виде «выздоровления» и «значительного улучшения» после ПИКТ составляет 87%, в то время как после традиционной терапии он не превышает 45% случаев (р<0,005). Обращает внимание преобладание состояний «значительного улучшения» и «улучшения» после традиционной терапии — 73% случаев, против 53% случаев после ПИКТ (р<0,01). Можно предположить, что технологии ПИКТ позитивно воздействуют не только на симптомы невротического уровня, но и на конституционально-психотипологические основы личности, учитывая позитивную патопсихологическую динамику, отражающую редукцию конституционально детерминированных признаков тревожности, дистимности, истерических стереотипов поведения.

В сравнительной 2 группе младших подростков также преобладает эффективность технологий ПИКТ (р<0,01), но случаи «выздоровления» (32%) и «значительного улучшения» (26%) составляют 58%, а при применении традиционной терапии — лишь 11% случаев. Состояний «улучшения» и «без улучшения» при психогенезе наблюдались у 42% младших школьников. Меньшая эффективность терапии острых и глобальных психогенно обусловленных ПНПР по сравнению с экзогенно-органическими воздействиями отражает выраженную массивность стрессовых расстройств и глубину личностной фрустрации у детей, приводящих к торпидности клинических симптомокомплексов и терапевтическую резистентность психогенеза по сравнению с экзогенезом. Анализ конституционально-типологических основ личности у больных 2 группы показал наличие психотипологической недостаточности, которая, с нашей точки зрения, препятствовала эффективной терапии, вступая во взаимодействие с острыми стрессовыми факторами. Острый стрессор (теракт) спровоцировал и усилил сочетанную конституционально-типологическую личностную и органическую недостаточность ВНД у 42% младших подростков. Разработанные методы стратегической патогенетически ориентированной поддерживающей психофармакотерапии при лечении больных с ПНПР, аномальными личностными и поведенческими нарушениями психогенного генеза также достоверно (р<0,005) подтвердили эффективность ПИКТ, инактивирующей ведущие звенья острого этиопсихогенеза. В случае использования методов традиционной поддерживающей тера­пии в наблюдаемых подгруппах достоверно (р<0,005) преобладали состояния «улучшения» или состояния «без улучшения» (р<0,001) с частыми обострениями, дальнейшим нарастанием клинических проявлений, терапевтической резистентностью и признаками трансформации простых в сложные синдромы с личностными и поведенческими нарушениями. ПИКТ, адресованная к конституциональным основам личности и этиопатогенетическим механизмам церебрастенических и психопатоподобных расстройств у подростков, способна задержать прогредиентность не только экзогенно-органических расстройств, но и ограничить формирование аномальных личностных и поведенческих нарушений, обусловленных психотравмой чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, степень клинической выраженности церебрастенических и психопатоподобных расстройств экзогенно-органического генеза оказывается меньшей, чем при острых психогенных поражениях личности с выраженной резистентностью к психофармакотерапии у младших школьников. Полученные результат зависят от расположения подростков в конституционально-континуальном пространстве личности: диапазоны нормы-акцентуации, пограничной аномальной личности (ПАЛ) и психопатии (расстройства личности).

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика