Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации. 2019» → О достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. в части влияния санаторно-курортного оздоровления, восстановительного лечения и медицинской науки на здоровьесбережение населения

О достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. в части влияния санаторно-курортного оздоровления, восстановительного лечения и медицинской науки на здоровьесбережение населения

Президент Национальной курортной ассоциации, президент ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ, заведующий кафедрой восстановительной медицины, реабилитации и курортологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), акад. РАН, д.м.н., проф. Разумов Александр Николаевич

Поиск путей сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни человека имеет многовековую историю и до сегодняшнего дня продолжает оставаться одной из самых важных и актуальных проблем в области биологии и медицины.

Еще в 1761 г. М.В. Ломоносов в своем письме к И.И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» озвучил истинное положение дел России XVIII века. Символично это письмо и по сей день, ведь, как и 258 лет назад, проблема с «размножением и сохранением русского народа» остается нерешенной...

Современное общество возводит здоровьесбережение в ранг международных и государственных приоритетов, в значительной степени влияющих на состояние национальной безопасности и перспективы развития общества.

Здоровая нация — это уже один из признаков благополучия страны. Хотя растущая по численности нация — еще более актуальный показатель, но о нем стали все чаще молчать, с тех пор как трехгодичный естественный прирост снова сменился убылью.

Программа по формированию здорового образа жизни важна и нужна государству так же, как и отказ от сырьевой экономики, демографическая поддержка, рост инновационной экономики, выход России в мировые лидеры по экспорту технологический продукции.

Правительством Российской Федерации был принят ряд государственных программ, стратегий, в том числе приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни», согласно которому к 2020 г. доля граждан, приверженных здоровому образу жизни, должна составить 50%, к 2025 г. — 60%.

К сожалению, эти программы не предусматривают широкую интеграцию центров здоровья и санаторно-курортного комплекса в систему формирования охраны здоровья здоровых, продления жизни и сохранения трудового потенциала страны.

Реализация антитабачного и алкогольного законов привела к снижению распространенности курения на 16% в РФ на период 2012—2016 гг. (Федеральный закон №15 от 23.02.13). Антиалкогольная кампания привела к снижению употребления алкоголя на 25% в РФ в период 2010—2016 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.09 №2128-р). Указанное позитивное явление в полной мере не решает актуальные вопросы важных направлений состояния здоровья, влияющих на экономическое развитие страны.

В современной мировой экономике здоровье нации признается ключевым элементом стабильности ее экономического потенциала. Население Российской Федерации не только уменьшается, но и становится более старым, что подтверждается влиянием современных вызовов здоровью человека, а значит, теряет способность служить движущей силой экономического возрождения страны.

Сегодня на 1000 человек работающего населения приходится 441 пенсионер и 330 детей и детей-инвалидов, что представляет реальную угрозу экономике страны.

Несмотря на повышение рождаемости в стране в абсолютных цифрах, данные Национального центра здоровья детей говорят о следующем — только лишь 15% новорожденных можно признать полностью здоровыми и только 7% новорожденных остаются полностью здоровыми по достижению совершеннолетия.

Президент Российской Федерации прямо указывает: «Мы должны переломить эти негативные тенденции. Переломить, опираясь на системную и хорошо просчитанную политику в этой сфере».

Современные вызовы на здоровье, старение и увеличение численности населения, увеличение числа хронических заболеваний, увеличение расходов на здравоохранение и удорожание медицинских услуг, экспоненциальное развитие технологий и глобализация, кадровый кризис — поднимут спрос на медицинские услуги, в том числе и на санаторно-курортное лечение и усилят ценность здоровья как экономической составляющей в развитии цивилизации.

Многочисленные вызовы и угрозы здоровью человека, уменьшение численности и старения работающего населения определяют необходимость создания единого программного документа стратегического планирования, которым, по нашему убеждению, могла бы стать национальная «Стратегия здоровьесбере-жения населения Российской Федерации».

Основной целью Стратегии является радикальное «снижение оттока» из популяции здоровых лиц в популяцию больных и переход приоритетов здравоохранения от системы болезнецентрической (ориентированной только на лечение больных) к здоровьецентрической системе, направленной на профилактику болезней и формирование у населения культуры здоровья.

Стратегия основана на признании роли здоровья как фактора национальной безопасности и как социального свойства личности, обеспечивающего в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие и обеспеченную старость.

Стратегия здоровьесбережения включает: стратегию здорового образа жизни (ЗОЖ); национальные проекты «Демография» и «Здравоохранения»; программу и концепцию охраны здоровья здоровых; стратегию развития санаторно-курортного комплекса РФ; программу развития центров здоровья; технологическое переоснащение центров здоровья и санаторно-курортных организаций; доктрину здорового питания; экологическую доктрину.

Очевидно, что ключевыми вопросами Стратегии станут законодательное и нормативно-правовое обеспечение оздоровительно-профилактической деятельности системы здравоохранения.

В последние десятилетия не уделялось должного внимания возможностям санаторно-курортного комплекса в здоровьесбережении населения, хотя, как показывает предыдущая практика, санаторно-курортный комплекс в прошлом успешно выполнял такую функцию.

Санаторно-курортный комплекс России является готовой инфраструктурой, обладающей уникальными возможностями для оздоровления, профилактики заболеваемости и восстановления здоровья населения на основе использования природных лечебных факторов.

В то же время существующая сеть центров здоровья обладает современными комплексами ранней диагностики заболеваний, но не имеет функциональной взаимосвязи для организации потоков пациентов в санатории.

Включение методологий и технологических решений восстановительной и курортной медицины в систему, объединяющую сеть центров здоровья и санаторно-курортные организации, позволит решить многие проблемы ранее предложенной концепции развития здравоохранения России.

К 90-м годам санаторно-курортный комплекс мог принимать более 32 млн человек ежегодно, 7431 предприятие имело свои санатории. Среди 1299 тыс. коек 23% приходилось на санатории и пансионаты с лечением и 77% — на оздоровление! Сейчас в России — 1733 санатория и 425 тыс. койко-мест.

По материалам заседания президиума Госсовета в Белокурихе Алтайского края от 26 августа 2016 г., посвященного развитию санаторно-курортного комплекса, регулярные профилактика заболеваний и лечение в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях позволяют существенно увеличить продолжительность жизни — от 3 до 15 лет.

В 2,4 раза уменьшается потребность в госпитализации, в 2,6—3 раза сокращаются расходы на лечение в поликлиниках и стационарах, в 1,8—2,6 раза уменьшаются выплаты по временной нетрудоспособности, в 2—3 раза снижается ущерб производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих.

Экономический эффект от внедрения профилактических программ и разработок, по данным ВОЗ, достигает соотношения 1:8.

В целях практической реализации стратегии здоровьесбережения в Российской Федерации необходимо подготовить и утвердить Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании межведомственной рабочей группы по разработке Программы и Плана мероприятий по реализации указанной Стратегии с участием представителей Минздрава России, Комитетов Государственной Думы, Российской академии наук, Народного фронта и общественных профессиональных организаций.

Основными разделами Стратегии должны стать:

Первое. Создание полноценной, достаточной нормативной правовой базы системы охраны здоровья здоровых в стране, включающую, в числе прочего, доработку и внесение изменений:

— в приказ Минздрава России от 21.03.03 №113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»;

— в Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 07.03.18) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— в приказ Минздрава России от 30.09.15 №683н «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях»;

— в приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.09 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»;

— вернуть в действие приказ Минздрава России от 16.05.13 №207 «Об организации оздоровления беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях».

Второе. Разработка на научной основе системы организационных мероприятий по реализации стратегии на основе обработки современных статистических данных, а также подготовка предложений по созданию оптимальной структуры системы оздоровления в Российской Федерации с оптимизацией деятельности входящих в нее элементов, включающей все виды оздоровительных и санаторно-курортных организаций, а также, возможно, таких новых, как клиники управления здоровьем.

Важной составляющей этой работы будет расширение сети оздоровительных организаций за счет оптимизации функционирующих на сегодняшний день санаторно-курортных учреждений. Лучшие из санаториев, особенно профильные и многопрофильные, с хорошей материально-технической базой, необходимо сохранить в прежнем статусе как лечебно-профилактические организации и, возможно, еще более укрепить в части кадрового, методического обеспечения и оснащения современным медицинским оборудованием.

Особенно важно, что указанная реорганизация будет эффективной в отношении оказания санаторно-курортной и восстановительно-реабилитационной помощи детям, в том числе детям-инвалидам, поскольку существующая сеть государственных санаториев для детей значительно превосходит таковую для взрослых.

Остальные санатории, фактически не осуществляющие полноценную, профессиональную медицинскую деятельность, переориентировать в статус оздоровительных организаций со всем необходимым нормативным правовым сопровождением (аналогичного Порядку организации санаторно-курортного лечения, утвержденного приказом Минздрава России от 05.05.16 №279н, только уже касающегося правил организации деятельности оздоровительных учреждений, в том числе рекомендуемых штатных нормативов, методического сопровождения и обеспечения необходимым оборудованием в зависимости от величины коечного фонда), ориентируя их на решение задач не только отдыха граждан, но и грамотного проведения оздоровительных мероприятий по здоровьесбережению на профессиональном уровне.

Это позволит в целом сместить в оптимальном варианте акценты с чисто медицинских, лечебных мероприятий на профилактические, оздоровительные, получив в результате значимый вклад в общее дело сохранения и укрепления здоровья граждан России.

Затем определить оптимальную схему взаимодействия всех структурных элементов указанной системы между собой, а также с организациями системы здравоохранения.

Важными элементами организационной составляющей должны стать решения вопросов кадрового, методического (разработка научно обоснованных стандартов и критериев оздоровительных технологий) и материального обеспечения системы оздоровления, разработка маршрутизации нуждающихся в оздоровлении категорий населения в целях достижения наиболее эффективного результата в здоровьесбережении.

Третье. Разработка и обеспечение схемы стабильного и достаточного финансирования деятельности системы оздоровления за счет привлечения всех возможных источников финансовых средств, руководствуясь соображениями высокой экономической эффективности оздоровительных мероприятий.

Каждое мероприятие Плана должно быть согласовано с конкретными исполнителями, иметь установленный срок реализации и необходимый для этого финансовый ресурс.

В конечном итоге Стратегия должна быть утверждена распорядительным документом Правительства Российской Федерации.

— Первоосновой эффективной реализации технологий восстановительной и курортной медицины в рамках здоровьесбережения, сохранения трудового потенциала и продления жизни населения Российской Федерации, а следовательно, реализации целей и целевых показателей Указа является обновленная модель «реструктуризированных центров здоровья» и их взаимосвязи с санаторно-курортными организациями на территории всей Российской Федерации, которая позволит собирать обширную доклиническую информацию путем экспресс-диагностики больших масс населения и таким образом держать под контролем и непрерывно мониторить текущий уровень потенциала национального здоровья. Таким образом, будут реализованы задачи, цели и целевые показатели, поставленные в п. 3 и п. 4 Указа.

— Для организации этого звена необходимо насытить уже существующие центры здоровья методами современной экспресс-диагностики функционального состояния организма отечественной разработки, уже прошедшими сертификацию Министерства здравоохранения Российской Федерации.

— Такая национальная мониторинговая система позволит целенаправленно применять все инновационные технологии курортной и восстановительной медицины для здоровьесбережения и эффективно

сформировать маршрутизацию пациентов для расширения оздоровительных услуг в существующих санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

— К сети «реструктуризированных центров здоровья» необходимо добавить программный продукт, основанный на едином реестре санаторно-курортного комплекса России. Это позволит ранжировать в рамках единой электронной базы все имеющиеся лечебно-профилактические и санаторно-курортные мощности РФ по клиническому уровню и спектру лечебных и оздоровительных мероприятий.

— Взаимодействие организаций, участвующих в здоровьесбережении.

— Медицинские организации Минздрава России (клиники, поликлиники, специализированные медицинские центры).

— Предприятия различной экономической формации (государственные/частные).

— Санаторно-курортные организации.

— Клиники управления здоровьем.

— Пилотные проекты по здоровьесбережению (бесплатная диагностика и адресная маршрутизация).

Методология функциональной восстановительной медицины включает предикативную, профилактическую, персонализированную и партнерскую медицину.

Постановка задачи в следующем:

1) объективизация информации о состояния здоровья населения;

2) оперативный контроль состояния здоровья населения;

3) адресность медицинской помощи;

4) прицельное расходование средств;

5) повышение привлекательности социальной программы санаториев и центров здоровья;

6) создание новых ценностей;

7) опережающее предложение новых сервисов для пациентов и бизнеса;

8) условия для развития и масштабирования;

9) возможности широкой монетизации.

Важно отметить, что внедрение данного элемента управления здоровьем приведет к тому, что в клиники начнут поступать пациенты с первичными, а не с запущенными стадиями хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), что в свою очередь повлияет на эффективность лечения, снизит его себестоимость и повысит показатели статистики Минздрава России.

Наконец, давно пора оценить и укрепить роль, которую могла бы играть курортология и восстановительная медицина в здоровьесбережении.

Курортология является несомненным достижением медицинской науки. Эффективность применения на практике разработанных новых лечебных методик подтвердила правильность научных достижений. В свою очередь, курортная практика внесла свои дополнения и коррективы, результатом чего стали существующие показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению, подготовка нормативно-правовых документов, приказов Минздрава СССР и РФ, создание системы восстановительного лечения и медицинской реабилитации в условиях санаториев.

Проведенные исследования позволяют с уверенностью говорить об определенном прогрессе в развитии курортологии на современном этапе.

Курортология включает следующие направления: бальнеология, бальнеотерапия, бальнеотехника, грязелечение, биоклиматология человека, климатотерапия, организация, планировка и строительство курортов.

Успехи в изучении тонких механизмов действия природных, преформированных физических факторов, рациональной фармакотерапии и их сочетаний открывают новые перспективы восстановительной медицины в области разработки инновационных технологий курортного лечения сложных нозологических форм.

И все же достижения отечественной курортологии не снижают актуальности дальнейших научных исследований в этой области медицины. Это диктуется следующими основными обстоятельствами.

Новый уровень диагностической техники изменил некоторые представления о патогенезе и прогнозе заболеваний, а также об эффективности лечебных вмешательств.

Использование современных методов исследований и научных разработок в области органической химии, биологии, физической химии, биофизики, хроматографии и технологических линий могут расширить наши представления о механизмах действия методов пелоидотерапии и минеральных вод, подвести к мысли о создании комбинаций различных природных лечебных факторов, оптимальных для лечения конкретной болезни конкретного пациента, т.е. создавать индивидуализированные «идеальные» грязи и воды и методики их применения.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика