Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации. 2019» → Системные ошибки проектов федерального закона №555658-6, приводящие к утрате курортного дела в России

Системные ошибки проектов федерального закона №555658-6, приводящие к утрате курортного дела в России

Разумов А.Н.1, Адилов В.Б.1 (adilov.v36@mail.ru), Львова Н.В.1, Морозова Е.Ю.1, Писковцева И.П.2
ТАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения Москвы», Москва; 2ООО «ГЕОМИНВОД», Москва

Законопроект №555658-6 (далее Законопроект) был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в 2014 г. и рассмотрен в первом чтении. До настоящего времени продолжаются дебаты по содержанию и целевому назначению ряда основополагающих статей, а также их редакции.
Поскольку вопросы режимов деятельности и ограничений на территориях курортов и лечебно- оздоровительных местностей касаются многих экономических аспектов, то сталкиваются основные направления и интересы по условиям дальнейшего их существования и развития, по сохранению природных лечебных ресурсов и курортного дела страны. Все больше преобладает в условиях рынка стремление к снижению ограничительных нормативов на особо ценных территориях для реализации различных бизнес-планов.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 23.02.95 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее Закон №26-ФЗ) прежде всего обобщал опыт становления и развития курортного дела в нашей стране, использовал достижения мировой курортологии и сыграл большую роль в сохранении ряда курортных территорий в 90-е годы, когда утратили силу практически все нормативно-правовые акты, регулирующие санаторно-курортное дело.
Зарождение и развитие курортного дела в России в период до революции 1917 г. происходило при постоянном руководстве и под контролем наивысшей власти страны. Например, округа и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей впервые были введены в начале XVIII века с целью рационального регулирования природопользования на землях, обладающих лечебно-оздоровительным потенциалом. Понимая огромную политико-социальную и эконо
мически высоко целесообразную значимость осуществления и развития санаторно-курортной помощи населению, декреты Революционного правительства 1918—1920 гг. в части рационального применяли положения закона о курортах, принятого Государственной Думой в 1915 г.
Закон №26-ФЗ и Федеральный закон от 14.03.95 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон №33-ФЗ), относящие курортные и лечебно-оздоровительные территории к особо охраняемым национальным достояниям, начиная с 2004 г. были подвергнуты многократным изменениям, основная и главная цель которых — упразднение ограничений в пользовании особо ценных курортных земель. В результате из закона №33-ФЗ категория земель, имеющих оздоровительное значение, исключена.
Нумерация рассматриваемого Законопроекта за эти годы неизменна, а название в процессе дебатов неоднократно менялось. В первой редакции Законопроект представлялся «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», из названия которого не ясно, что все вносимые изменения касаются главным образом Закона №26-ФЗ. В феврале 2017 г. была представлена первая редакция Законопроекта для второго чтения под прежним названием, далее в 2018 г. использовалось уже два названия для различных вариантов редакций, которыми указывалась предметность вноси - мых законодательных изменений:

  1. «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации)» (июль 2018 г.);
  2. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами)» (декабрь 2018 г.).

Два первых варианта — вариант 1 (февраль 2017 г.) и вариант 2 (июль 2018 г.) Законопроекта, разработанные, по нашему мнению, специалистами, недостаточно ориентированными в основах курортологии и опыте курортного дела в целом, предусматривают целенаправленные изменения в законодательстве, регулирующем вопросы организации курортного дела в России, которые в конечном итоге приведут к существенному изменению исторически сложившихся обликов лечебно-оздоровительных местностей и курортов, к их деградации и частичному, а возможно и полному перепрофилированию. При этом четко проявляется тенденция, учитывающая интересы деятельности строительного комплекса.
Априорно отметим, Закон №26-ФЗ, действующий более 24 лет, безусловно, требует его корректировки в целях соответствия Земельному и Градостроительному кодексам Российской Федерации, а также внесения ряда изменений, учитывающих достижения современной науки.
Третий вариант — вариант 3 (декабрь 2018 г.) Законопроекта сформирован с учетом замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Комитетов Государственной Думы и иных замечаний, поступивших из курортных регионов, экспертного и научного сообществ, а также после проведенной выездной сессии Государственной Думы на курортный регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Последний вариант 3 защищает интересы общества в части сохранения природных лечебных ресурсов и охраны окружающей среды на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностях. К сожалению, данный вариант Законопроекта пока затерялся в кулуарах власти, поскольку он сохраняет основную направленность действующего Закона №26-ФЗ.
Более подробно остановимся на предлагаемых вариантах 1 и 2 Законопроекта, положения которых еще имеют полную возможность быть принятыми законодательно.
Основное нововведение Законопроекта вариантами 1 и 2 — отмена разграничения курортов по статусам — федеральному, региональному и местному значению, что наносит урон всей курортной деятельности страны со сформированной и действующей достаточно успешно законодательной базой на всех уровнях, распределению полномочий по курортному делу, а также создает препятствия для определения источников бюджетного финансирования, необходимого для поддержания территорий лечебно-оздоровительного назначения.
В соответствии с действующим законодательством (Закон №26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и
отдыха населения и относятся, соответственно, к особо охраняемым объектам и территориям. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В Законопроекте (вариант 1 и 2) округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются исключительно для природных лечебных ресурсов, т.е. полностью отменяются защита и сохранение территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, на которых они расположены.
Но на курортах помимо природных лечебных ресурсов находятся питьевые галереи, бюветы, ванные здания, бассейны, курортные парки, а также лечебно-профилактические учреждения, санатории, курортные поликлиники и другие учреждения для лечения и отдыха. На территории курортов проводится как оказание санаторно-курортной (медицинской) помощи больным различного профиля, так и профилактика возможных заболеваний, оздоровление. Поэтому для создания благоприятных условий по лечению, восстановлению нарушенных функций организма и оздоровлению человека охране должны подлежать не только природные лечебные ресурсы, но и другие рекреационно-оздорови- тельные факторы для целостной защиты всей территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Поскольку территории курортов по Законопроекту (вариант 1 и 2) исключаются из зонирования округами санитарной (горно-санитарной) охраны и на них не распространяются ограничения режима природопользования, хозяйственной и иной деятельности, то законодательно позволяется размещать промышленные предприятия и другие объекты негативного воздействия на окружающую среду непосредственно в функциональных зонах санаторно-курортных учреждений.
Принятие указанной нормы приведет к застройке территорий, ныне действующих вторых зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей, непрофильными объектами, в том числе и производственными. Так, например, размещение производственных объектов в непосредственной близости к курортным паркам курортов федерального значения гг. Кисловодск, Ессентуки и Железно- водск однозначно приведет к снижению качества их лечебных свойств.
Определение округа санитарной (горно-санитарной) охраны по Законопроекту (вариант 2) — «зона с особыми условиями использования территории, которая включает земли, земельные участки, части земельных участков, обладающие природными лечебными ресурсами, водные объекты или их части, содержащие природные лечебные ресурсы, и в границах которой предусматриваются ограничения использования земельных участков, щие сохранение природных лечебных ресурсов». Но под это определение не попадает охраняемый этим же Законопроектом лечебный климат. Кроме того, значительная часть природных лечебных ресурсов приурочена к недрам, и их разработка проводится в недрах, а не только на земельных участках.
Законопроектом принцип определения природных лечебных ресурсов меняется от редакции к редакции. Так, в первом чтении Законопроекта указывается, что природные лечебные ресурсы содержатся в недрах (минеральные воды, лечебные грязи и другие природные лечебные ресурсы), далее некорректно упоминается, что есть и иные природные лечебные ресурсы. При такой нечеткой трактовке выведенными из правового режима по защите оказались такие природные лечебные ресурсы и факторы, как лечебный климат; рапа лиманов и озер; акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно- оздоровительных целей; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе; леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Кроме того, вводится новое понятие «природные лечебные ресурсы, отнесенные к особо ценным» (здесь и далее жирно выделено нами), но не раскрываются критерии для этого типа природных лечебных ресурсов.
В варианте 1 Законопроекта изменено определение природных лечебных ресурсов — «природные ресурсы, которые обладают лечебными свойствами и могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека и организации отдыха населения». Оставлено понятие «природные лечебные ресурсы, отнесенные к особо ценным» все так же без пояснений. Кроме того, данная категория причисляется к стратегическому значению все так же без соответствующих разъяснений или ссылок на классификацию.
По варианту 2 Законопроекта «природные лечебные ресурсы — природные ресурсы и условия, которые обладают лечебными свойствами и могут использоваться для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации», т.е. исключается принцип профилактики заболеваний и оздоровления. Далее по Законопроекту в другой статье (статья 2.1, п. 2) сделана неудачная попытка еще раз определить, какие природные ресурсы подлежат охране для лечебно-оздоровительных целей — «к природным лечебным ресурсам относятся следующие виды природных ресурсов и условий: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, иные лечебные специфические минеральные ресурсы и лечебные полезные ископаемые, лечебные природные газы и пар, лечебный климат». Здесь в формулиров
ке повторяется несколько раз, что природные лечебные ресурсы относятся к недрам, а природные условия упущены.
Законопроектом предлагается подразделять природные лечебные ресурсы по видам и подвидам. Но перечисленные выше Законопроектом природные ресурсы являются полезными ископаемыми, для которых существуют классификаторы по типам природных лечебных ресурсов и созданы уже соответствующие государственные реестры. Для лечебного климата распределение по видам тоже не согласуется с принятой научной систематизацией.
Достаточно странным является, что вместо внедрения принципа защиты природных лечебных ресурсов от негативного воздействия, рационального использования и воспроизводства значительная часть Законопроекта (вариант 1) уделена процедуре списания при их истощении и деградации.
По действующему законодательству о природных лечебных ресурсах в пределы первой зоны горно-санитарной охраны включаются лечебные пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе, в том числе морское побережье, а также акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительной целей.
В соответствии с вариантом 1 Законопроекта «первая зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов устанавливается исключительно для охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в недрах и расположенных в местах неглубокого залегания». В правовое поле вводится новый термин для участков недр природных лечебных ресурсов — «расположенных в местах неглубокого залегания». В существующем законодательстве по недропользованию принципов отнесения месторождений подземных вод или месторождений полезных ископаемых, имеющих лечебно-профилактическую ценность, к глубокоза- легающим или к неглубокозалегающим — нет, как и отсутствуют они в самом Законопроекте.
По варианту 2 Законопроекта первая зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается для территорий: скважин, источников, лечебных грязей, иных лечебных специфических минеральных ресурсов и лечебных полезных ископаемых, лечебных природных газов и пара; хранилищ минеральных вод и лечебных грязей; лиманов и озер, содержащих рапу. Непрофессиональным является примененный термин «хранилищ минеральных вод и лечебных грязей».
Таким образом, первую зону планируется Законопроектом устанавливать только для месторождений полезных ископаемых, что противоречит законодательству в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в части санитарной охраны лечебных пляжей и акватории лечебно-оздоровительного и рекреационного, в том числе морского, водопользования.
Вместе с тем Законопроектом в пределах первой зоны горно-санитарной охраны не обеспечивается защита природных лечебных ресурсов даже ограниченного перечня надлежащим образом. Намечаемый режим в первой зоне противоречит требованиям в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допуская размещение и строительство там запрещаемых объектов.
По варианту 1 Законопроекта режимом разрешается строительство и эксплуатация следующих объектов: объектов лечебно-оздоровительного, ту- ристско-рекреационного, физкультурно-оздорови- тельного и спортивного назначения, предназначенных для организации отдыха и использования населением указанных природных лечебных ресурсов; сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением очистных сооружений), необходимых для бесперебойного и качественного обеспечения населения и расположенных на соответствующей территории объектов услугами по водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению.
По варианту 2 Законопроекта режимом допускаются сооружения связи, объекты благоустрой - ства территории (детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха), в том числе малых архитектурных форм.
В то время как Водным кодексом, санитарными правилами и нормами для питьевых подземных вод, к которым относятся минеральные лечебные воды, в пределах первой зоны запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению гидроминеральной базы, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий.
Пляжные участки, оставленные без охранной зоны с особыми условиями использования территории, будут незамедлительно застроены, не исключено, без систем централизованной канализации, что приведет к деградации и потере пляжных побережий крупнейших курортов. При действующем законодательстве зона строгого режима сдерживает застройку пляжей морского побережья.
Нарушением санитарного режима первой зоны является и тезис Законопроекта «В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта создан объект санаторно-курортного назначения, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт такого объекта допускается при условии соблюдения нормативов в
области охраны окружающей среды». Не ясно, что подразумевается под объектами санаторно-курортного назначения. Первая зона — зона строго режима — и требует четких формулировок.
Действующим Законом №26-ФЗ на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Законопроектом (вариант 1) вторая зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается для водосборных площадей, с которых осуществляется сток различных типов поверхностных вод к месторождениям природных лечебных ресурсов, их хранилищам, водным объектам. При организации второй зоны горно-санитарной охраны даже только для природных лечебных ресурсов (без санаторно-курортных территорий), которые приурочены к недрам, включаются поверхностный и грунтовый стоки, но при этом не учтены области захвата минеральных вод, области формирования природных лечебных ресурсов, не защищенные от поверхностного загрязнения участки, зоны перетоков и другие геоструктурные и гидрогеологические условия территорий.
В Законопроекте (вариант 1) осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов допускается исключительно при условии соблюдения установленных нормативов и требований в области охраны окружающей среды. Таким образом, законодательно разрешаются различные виды хозяйственной деятельности, не связанные с курортным делом.
При этом указывается, что в первой и второй зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны не могут размещаться объекты потенциального риска по микробиологическому, химическому и радиоактивному загрязнению природных лечебных ресурсов, содержащихся в недрах и расположенных в местах неглубокого залегания. Таким образом, Законопроектом (вариант 1) учтена возможность негативного воздействия со стороны предприятий и объектов только на недра, а состояние других природных компонентов в пределах курортных территорий — воздушного пространства (химическое и физическое воздействие), водной среды, растительного и животного мира, не рассматривается. Законодательно разрешается строительство предприятий и объектов во второй зоне, не приводящих к загрязнению лечебных ресурсов (месторождений минеральных вод и лечебных грязей), но оказывающих негативное влияние на санаторно-курортные комплексы, т.е. практически все существующие территории вторых зон курортов будут оставлены без ограничительного режима. Принятие указанной нормы приведет к возможной застройке территорий, ныне действующих вторых зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей, непрофильными объектами, в том числе и производственными.
Законопроектом (вариант 2) «в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (в том числе сопровождающейся загрязнением природных лечебных ресурсов и их истощением), а именно» и идет перечисление в подпунктах 1—6 ст. 16.2 пункт 2. При этом не учтено запрещение размещения промышленных предприятий и сельскохозяйственных объектов, скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, сброс сточных вод, а также запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты и подземное складирование твердых отходов.
Законодательно закрепляется охрана только недр, а другие природные лечебные ресурсы и при- родноантропогенные объекты — санаторно-курортные учреждения, пляжи, курортные парки, ландшафтно-климатические условия и т.д., оставлены без охранной второй зоны. Между тем курортное дело в Российской империи, СССР, Российской Федерации складывалось таким образом, что в настоящее время объекты бальнеолечения курортов, терренкуры, питьевые бюветы и корпуса санаториев располагаются в основном в границах, установленных вторых зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны (курорты Краснодарского края, регион КМВ, курорт Старая Русса и др.).
Действующим Законом №26-ФЗ на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением, Законопроектом это не предусмотрено.
В варианте 1 Законопроекта третья зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов устанавливается в целях охраны лесов, лесопарков, парков и других зеленых насаждений, имеющих лечебно-оздоровительные свойства и выполняющих санитарно-гигиенические функции, а также лечебного климата, ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод и водосборных площадей месторождений лечебных грязей. Но уже в следующем варианте Законопроекта перечень охраняемых объектов и условий резко сокращен, в том числе климат, и оставлен
только для месторождений полезных ископаемых, поскольку третья зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны по варианту 2 Законопроекта устанавливается для ближайших областей питания водоносных горизонтов месторождений минеральных вод, лечебных грязей, лиманов и озер, содержащих рапу, месторождений иных лечебных специфических минеральных ресурсов и лечебных полезных ископаемых, лечебных природных газов и пара. Такой формулировкой оставлены без защиты курорты, включая климатические, и другие природные условия.
Но одновременно в этом же варианте Законопроекта отмечается, что для природных лечебных ресурсов, отнесенных к недрам, в границах такого округа могут выделяться до трех зон (первая, вторая, третья), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков. Далее указывается, что в случае, если округ санитарной охраны устанавливается только в целях охраны лечебного климата, выделение в границах такого округа зон не осуществляется. При этом климат, как было отмечено выше, не входит в состав защищаемых природных лечебных ресурсов. Полная несуразица при намерении любым путем снизить степень охраны природных лечебных ресурсов.
В третьей зоне по варианту 1 Законопроекта появляются требования соблюдения нормативов по выбросам загрязняющих веществ, но только в атмосферный воздух, при полном отсутствии требований по соблюдению других нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в соответствии с природоохранным законодательством, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Вариантом 2 Законопроекта уже не предлагаются никакие требования.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, напрашивается вывод о некомпетентном подходе Законопроекта (варианты 1 и 2) в организации зон горно-санитарной (санитарной) охраны округов — их охранного назначения, определении регламентов режимов природопользования и хозяйственной деятельности в каждой из устанавливаемых зон.
Действующим Законом №26-ФЗ определяется, что «внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района)». При установлении границ курорта, которые совпадают с границами округа, учитывается совокупность факторов развития всей территории, ее санитарно-экологическое состояние, защищенность природных лечебных ресурсов и др., что в целом позволяет более рационально и эффективно использовать потенциал территории.
Законопроектом предусматривается административный принцип установления границы курорта, т.е. если на территории административной единицы — сельского поселения, муниципального района или городского округа, расположены природные лечебные ресурсы, то вся она становится курортом. Нелогичность такого подхода особенно видна на приморских курортах, где санаторно-курортные учреждения сосредоточены в прибрежной, наиболее ценной части, а деятельность в виде виноградарства и иная хозяйственная деятельность размещаются на удалении от побережья. Для установления границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов предлагается применять один критерий — по административным границам, который распространяет курортную сферу на всю территорию, не учитывая другие отрасли хозяйственной деятельности. Таким образом, границы курорта, совпадая с административными границами, просто автоматически распространяются на огромные площади, непригодные для развития курортной сферы и используемые по другому назначению.
Законопроектом (вариантом 1) предлагается исключить из курортного фонда Российской Федерации курортные регионы, имеющие официальный статус по отдельным указам Президента Российской Федерации и представляющие собой территории с компактно расположенными на них курортами, объединенными общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны, что также представляется неправомерным. По варианту 2 вводятся курортные регионы, но этому определению на территории России соответствуют только КМВ. Поскольку основным критерием для формирования курортного региона является необходимость расположения в границах двух или более субъектов РФ.
По Законопроекту (вариант 2) утверждаются «описания местоположения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов», однако с начиная 2007 г. все границы, включая особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями, уже не описываются, а устанавливаются в соответствии требованиями Федерального Закона от 24.07.07 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Подготовку графического описания местоположения границ лечебно-оздоровительных местностей, курортов, и перечня координат характерных точек этих границ следует выполнять в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Все эти моменты по прохождению границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и постановки их на кадастровый учет с внесением в Единый государственный реестр недвижимости нашли отражение в по
ручении Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета от 26.08.16 №Пр-1817ГС.
Особенно ухудшится санитарно-экологическая обстановка на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в связи с предлагаемыми пунктами 8 и 9 статьи 15 в конце Законопроекта (варианта 2), которые законодательно направлены на нарушение регламентации природопользования и хозяйственной деятельности и превращают законодательную базу о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в простую формальность. Данными положениями разрешается (амнистируется) расположение существующих и намечаемых объектов капитального строительства, размещение которых не допускается действующим Законом №26-ФЗ в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Необходимо отметить, что третий вариант (декабрь 2018 г.), который также может быть представлен на рассмотрение Государственной Думе во 2-м чтении, нуждается в профессиональной редакции. Отметим лишь некоторые несуразицы в тексте данного Законопроекта:

  1. в статье 1 понятие округа санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов не может сводиться только к санитарной охране территорий на земной поверхности. Не случайно в определении округа всегда предусматривалась его горная (подземная) часть, где находятся месторождения природных лечебных ресурсов, часто подверженных техногенному воздействию;
  2. пункт 8 противоречит здравому смыслу: не имея установленных границ, не представляется возможным в пределах лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществлять какие-либо особые требования;
  3. статью 152 в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации необходимо переработать. В представленном виде она соответствует уровню инструкции по применению закона.

Национальная курортная ассоциация с 2014 г. и по сей день держит под постоянным вниманием процедуру прохождения Законопроекта, направляя свои замечания и поправки в Государственную Думу, и принимает участие в ряде совещаний по данному вопросу. К сожалению, мнение специалистов, работающих в курортной сфере, не находит должного внимания у разработчиков Законопроекта.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика