Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации. 2019» → Метаболические эффекты мезодиэнцефальной модуляции у пациентов с диабетической полинейропатией

Метаболические эффекты мезодиэнцефальной модуляции у пациентов с диабетической полинейропатией

Кузьминов Г.Г. (kuzminov1985@yandex.ru; +7(903)1094026)
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России, Москва

Сахарный диабет 2-го типа (СД2) — заболевание с полимодальным характером патологических проявлений, и одним из его серьезных осложнений является полинейропатия. Есть много оснований полагать, что нарушения в деятельности периферической нервной системы при СД обусловлены глюкозотоксическими эффектами, поэтому перспективны методы лечения и профилактики неврологических осложнений этого заболевания, основанные на регрессе нарушений обмена углеводов. В этом плане интересны нелекарственные методы из арсенала восстановительной медицины и, в частности, мезодиэнцефальная модуляция (МДМ), которая обладает системным воздействием не регуляторный потенциал центральной нервной системы. Изучение метаболических механизмов действия МДМ у больных СД2 с дистальной полинейропатией и составило цель настоящей работы.

Исследования проведены у 30 пациентов, которые были разделены на две группы: основную, в которой изучался эффект однократного применения МДМ в течение 30 мин, и контрольную «плацебо», в которой имитировалось применение физиотерапевтической процедуры, но без включения физиотерапевтического устройства. У пациентов изучалась концентрация в крови глюкозы, липидов, инсулина и кортизола и активность системы перекисного окисления липидов до и через 15, 30 и 60 мин после применения МДМ.

Установлено, что применение этого физиотерапевтического фактора даже в виде однократного воздействия оказало достаточно выраженное влияние на гормональную регуляцию метаболических реакций. Так, в первые 15 мин отмечалось некоторое увеличение секреции кортизола (на 18%) и концентрации малонового диальдегида (на 13%), при этом гликемия увеличивалась, но не в достоверной форме. Одновременно снижался уровень инсулина в крови на 8%. Такой тип реакции однозначно свидетельствует о наличии небольшого стресса, однако через 60 мин после воздействия отмечалась другая картина: уровень глюкозы, кортизола и малонового диальдегида был ниже исходных значений соответственно на 24, 10 и 31% при одновременном повышении активности каталазы (одного из ферментов антиоксидантной защиты) на 27%. Секреция инсулина по-прежнему оставалась пониженной. Тем не менее регресс индекса инсулинорезистентности, который достигал, пусть и кратковременно, 45% свидетельствует о влиянии МДМ на важное патогенетическое звено СД2. В то же время существенного регресса дислипидемии обнаружено не было. Из клинических проявлений диабетической дистальной полинейропатии достоверно изменился болевой синдром, который уменьшился примерно на треть через 60 мин после МДМ-воздействия. Другие неврологические параметры практически не менялись. В то же время оценка своего самочувствия пациентами по шкале САН свидетельствовала о положительном влиянии однократной процедуры МДМ.

Таким образом, есть все основания полагать, что МДМ обладает некоторым стрессорным потенциалом, выраженным влиянием на инсулиновую регуляцию обмена углеводов и стимулирует антиоксидантную активность. Факт стимулирующего влияния МДМ на чувствительность тканей к инсулину имеет большое теоретическое и практическое значение, но этот феномен требует проведения дополнительных исследований.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика