Библиотека курортолога«Материалы Международного научного конгресса «Здравница-2018» (сборник тезисов).» → Уроки «школы эндопротезирования» в поздние сроки после тотального эндопротезироваия тазобедренного сустава

Уроки «школы эндопротезирования» в поздние сроки после тотального эндопротезироваия тазобедренного сустава

Макарова М.Р., Погонченкова И.В., Ксенофонтова И.В., Митрошкина Е.Е.
ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия

Неуклонно растет число пациентов, направляемых на плановое оперативное лечение по замене суставов нижних конечностей. Ранняя предоперационная подготовка в рамках проведения Школы эндопротезирования существенно облегчает пациенту восстановление мобильности в раннем послеоперационном периоде. Наш опыт показал необходимость проведения специальной программы медицинской реабилитации пациентов и на более поздних этапах.

Цель исследования — оценить приоритетные направления восстановления двигательной активности пациентов на 2-м этапе реабилитации после тотального эндопротезирования тазобедренного сустава (ТЭТС) и создать программу обучения пациентов в рамках Школы эндопротезирования 2-го этапа.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 75 пациентов в различные сроки после ТЭТС в возрасте 63±1,7 года, женщин — 49 (67%). У всех пациентов отмечали нарушение функционального статуса. Все пациенты выполняли комплекс лечебной гимнастики (ЛГ) 1-го этапа. В специализированном реабилитационном стационаре курс реабилитации состоял из Л Г №10, комплекса упражнений для самостоятельных занятий, тренировок ходьбы по лестнице, массажа пояснично-крестцовой области №8, терапии преформированными физическими факторами по №10. В динамике курса оценивали жизнедеятельность пациента по шкале Лекена, функциональный статус — по шкале Харриса.

Результаты. При поступлении у 12 (16%) пациентов отмечались легкие ограничения жизнедеятельности и хорошая функциональная активность; у 17 (22,7%) пациентов ограничения жизнедеятельности носили умеренный характер при удовлетворительном состоянии двигательной функции; у 46 (61,3%) пациентов с выраженными и крайне выраженными ограничениями жизнедеятельности функциональный статус оценивался как неудовлетворительный (менее 70 баллов по шкале Харриса). Занятия в Школе показали, что наименее информированными в вопросах расширения двигательного режима явились пациенты со значительными ограничениями жизнедеятельности и низким уровнем функциональной активности. У этих пациентов отмечался упорный болевой синдром в пояснично-крестцовой области, ограничение подвижности оперированного сустава, наличие дополнительной опоры, устойчивость стереотипа ходьбы раннего периода. У этих больных возникали опасения при переходе на одноопорную или безопорную ходьбу. Наиболее частыми явились вопросы по срокам: увеличения подвижности оперированного сустава, продолжительности ходьбы, ношении тяжестей, работе по дому и в саду, значительно реже возникали вопросы, связанные с возвращением к спортивной деятельности. Заключение. Наши наблюдения показали, что занятия по программам 1-го этапа не способствуют повышению функционального статуса больных в поздние сроки после ТЭТС. Занятия в Школе актуальны, приводят к формированию навыка самостоятельного выполнения индивидуальных упражнений, активной и целенаправленной коррекциии и контролю стереотипа походки, необходимых для повышения функциональной активности и бытовой независимости у пациентов после ТЭТС.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика