Библиотека курортолога → «Материалы Международного научного конгресса «Здравница-2018» (сборник тезисов).» → Уроки «школы эндопротезирования» в поздние сроки после тотального эндопротезироваия тазобедренного сустава
Уроки «школы эндопротезирования» в поздние сроки после тотального эндопротезироваия тазобедренного суставаМакарова М.Р., Погонченкова И.В., Ксенофонтова И.В., Митрошкина Е.Е. Неуклонно растет число пациентов, направляемых на плановое оперативное лечение по замене суставов нижних конечностей. Ранняя предоперационная подготовка в рамках проведения Школы эндопротезирования существенно облегчает пациенту восстановление мобильности в раннем послеоперационном периоде. Наш опыт показал необходимость проведения специальной программы медицинской реабилитации пациентов и на более поздних этапах. Цель исследования — оценить приоритетные направления восстановления двигательной активности пациентов на 2-м этапе реабилитации после тотального эндопротезирования тазобедренного сустава (ТЭТС) и создать программу обучения пациентов в рамках Школы эндопротезирования 2-го этапа. Материал и методы. В исследовании приняли участие 75 пациентов в различные сроки после ТЭТС в возрасте 63±1,7 года, женщин — 49 (67%). У всех пациентов отмечали нарушение функционального статуса. Все пациенты выполняли комплекс лечебной гимнастики (ЛГ) 1-го этапа. В специализированном реабилитационном стационаре курс реабилитации состоял из Л Г №10, комплекса упражнений для самостоятельных занятий, тренировок ходьбы по лестнице, массажа пояснично-крестцовой области №8, терапии преформированными физическими факторами по №10. В динамике курса оценивали жизнедеятельность пациента по шкале Лекена, функциональный статус — по шкале Харриса. Результаты. При поступлении у 12 (16%) пациентов отмечались легкие ограничения жизнедеятельности и хорошая функциональная активность; у 17 (22,7%) пациентов ограничения жизнедеятельности носили умеренный характер при удовлетворительном состоянии двигательной функции; у 46 (61,3%) пациентов с выраженными и крайне выраженными ограничениями жизнедеятельности функциональный статус оценивался как неудовлетворительный (менее 70 баллов по шкале Харриса). Занятия в Школе показали, что наименее информированными в вопросах расширения двигательного режима явились пациенты со значительными ограничениями жизнедеятельности и низким уровнем функциональной активности. У этих пациентов отмечался упорный болевой синдром в пояснично-крестцовой области, ограничение подвижности оперированного сустава, наличие дополнительной опоры, устойчивость стереотипа ходьбы раннего периода. У этих больных возникали опасения при переходе на одноопорную или безопорную ходьбу. Наиболее частыми явились вопросы по срокам: увеличения подвижности оперированного сустава, продолжительности ходьбы, ношении тяжестей, работе по дому и в саду, значительно реже возникали вопросы, связанные с возвращением к спортивной деятельности. Заключение. Наши наблюдения показали, что занятия по программам 1-го этапа не способствуют повышению функционального статуса больных в поздние сроки после ТЭТС. Занятия в Школе актуальны, приводят к формированию навыка самостоятельного выполнения индивидуальных упражнений, активной и целенаправленной коррекциии и контролю стереотипа походки, необходимых для повышения функциональной активности и бытовой независимости у пациентов после ТЭТС. |