Библиотека курортолога«IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС Восстановительная медицина и реабилитация» → КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СОЧЕТАННОЙ И СИСТЕМНОЙ ПАТОЛОГИИ

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СОЧЕТАННОЙ И СИСТЕМНОЙ ПАТОЛОГИИ

Батршин И.Т.

МУ «Детская городская поликлиника»,
г. Нижневартовск

На севере Тюменской области наиболее распространенным видом патологии по результатам обследований с использованием компьютерной программы АСПОН — автоматическая система профилактических осмотров, являются заболевания опорно-двигательного аппарата, выявленные у 78% обследованных детей. Основную группу из числа выявленной патологии составляют нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, плосковальгусные стопы и деформация нижних конечностей. Причем данные виды патологии все больше встречаются в сочетании, составляя общий диспластический фон. У таких детей, в основном, астенические черты телосложения, а в клинической картине помимо проявления ортопедического заболевания четко прослеживались жалобы на утомляемость, вялость, слабость и боли в нижних конечностях, а также носовые кровотечения с частыми головными болями.

На базе МУ «Детская городская поликлиника» в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области проведен статистический анализ состояния здоровья опорно-двигательного аппарата детей. Так, распределение детей по группам здоровья в МДОУ за 1995—2005 гг. выглядит следующим образом: в 1995 году 1 — группу здоровья составили — 33.8% детей, а в 2005 году она снизилась до 17,0%. Соответственно 5-группа здоровья с декомпенсированной формой заболеваний увеличилась с 0,04% до 0,09%. Вышеприведенные цифры показывают, что количество абсолютно здоровых детей прогрессивно уменьшается (за десять последних лет на 15,8%), а число детей 2–5 групп здоровья возрастает с 67,05% до 85,5%. Это дети с функциональными нарушениями, компенсированной, субкомпенсированной и декомпенсированной формой заболеваний. Диспансеризация при поступлении детей в ДДУ выявила с нарушением осанки 4,7%, со сколиозом — 0,4%. При окончании ДДУ нарушение осанки выявлены уже у 36,5%, сколиоз у 2,5% детей. При профилактических осмотрах школьников 2–9 классов нарушение осанки выявлены у 70,5%, сколиоз у 7,8% школьников со значительным ухудшением в динамике.

При этом нужно особо отметить, что нарушения двигательной функций сопровождают многие заболевания, поэтому задачу реабилитации больных с патологией костно-мышечной системы можно отнести к одной из важнейших медико-социальных проблем. А в отношении детей данную проблему можно решить только совместно с педагогическим коллективом, так как большую часть времени дети проводят в школьно-дошкольных учреждениях. Успешность решения ее во многом определяется наличием соответствующей материально-технической базы, а также достаточным уровнем подготовки специалистов — врачей, психологов, педагогов, среднего медицинского персонала. Реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является многокомпонентной, этапной, комплексной. Используются различные аспекты медицинской реабилитации — рациональный режим дня, гармонично сочетающий элементы активной деятельности и отдыха, кинезотерапия в форме групповой и индивидуальной гимнастики, занятий в бассейне, ручной и вакуумный массаж. Комплексы лечебной физической культуры должны подбираться с учетом нозологических форм заболевания, индивидуальной исходной физической работоспособности и толерантности к нагрузкам. По показаниям назначается аппаратная физиотерапия, медикаментозное лечение и фитопрепараты. Все это значительно повышает эффективность комплекса реабилитационных мероприятий.

В связи со значительным воздействием на человека всеобъемлющего информационного пространства, одно из важных мест в программе оздоровления должна занимать психологическая реабилитация, которая позволяет осуществлять диагностику личностно-типологических особенностей больного ребенка с установлением типа отношения пациента к своему заболеванию, а также анализ эффективности медико-психологических мероприятий и их коррекцию. Важность психологического обследования и коррекция выявленных изменений у детей с патологией опорно-двигательного аппарата в процессе реабилитации определяется существенным влиянием психоэмоциональных и личностных характеристик больного ребенка на выраженность возникающих при заболевании нарушений функций и ограничений жизнедеятельности. Это в значительной степени влияет на эффективность восстановительной помощи не только в специализированном дошкольном учреждении, но и общей сети здравоохранения как психологический фактор, настраивающий организм на полное выздоровление.

Итак, можно констатировать, многофункциональная лечебно-коррекционная деятельность специализированных учреждений компенсирующего вида позволяют реализовать плановые оздоровительные мероприятия и проводить целенаправленную коррекцию, а также полноценную реабилитацию заболеваний опорно-двигательного аппарата в целом.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика