Библиотека курортолога«Диссертация на тему: «Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации»» → 5.1. Разработка и реализация методики формирования автоматизированной базы данных санаторно-курортных организаций

Глава 5. Инфомационный портал www.sanatoria.ru, как форма общественного контроля

5.1. Разработка и реализация методики формирования автоматизированной базы данных санаторно-курортных организаций

Выбор данных для включения в автоматизированную базу данных санаторно-курортных учреждений и с последующим преобразованием в интегрированный информационный ресурс WWW.SANATORIA.RU осуществлялся  с учетом мнения экспертов (Таблица 8). Учитывая  мнение экспертов, разрабатывался формат и содержание анкеты.

В анкете целесообразно отразить  такие показатели как: специализация санатория, ведущий лечебный фактор, наличие водоема,  а также ассортимент лечебно-диагностических, спортивно-оздоровительных и сервисных услуг. Знание полного арсенала  факторов немедикаментозного лечения,  дополнительных услуг, которые предоставляет  курортная организация, создают целостную картину возможностей для лечения и отдыха в данной организации.

Объем анкеты сокращен до 1 листа, анкета разбита на информационные блоки, содержит в основном закрытые и полузакрытые вопросы, что облегчает восприятие информации и дает определенные преимущества:

  • Экономит время  руководителя СКО, вследствие чего и повышается вероятность заполнения анкеты.
  • Удобство  отправки по факсу,  как  для респондента, так и для организатора исследования.
  • Меньший объем информации и ответы на закрытые вопросы легче воспринимаются и  подвергаются анализу.

В целом анкета в обобщенной форме отражает структурно-функциональные особенности деятельности санаторно-курортных организаций.


 

Таблица 8.

Мнение экспертов о включении в Реестр информации о  деятельности

санаторно-курортных организаций.

Эксперт, должность на время проведения экспертизы (2006 год)

Предложение

Отметки о принятом решении

Хальфин

Руслан Альбертович,

председатель межведомственного экспертного совета по вопросам курортной деятельности при Министерстве здравоохранения РФ

Информацию о сопутствующих заболеваниях  предоставлять  в соответствии с  МКБ 10

Учтено

В паспортную часть включить информацию о наличии лицензии на медицинскую деятельность

Учтено

Разумов

Александр Николаевич, академик заместитель председателя  межведомственного экспертного совета по вопросам курортной деятельности при Министерстве Здравоохранения Российской Федерации, директор РНЦ ВМ и К Минздрава России.

 С учетом расширения лечебного туризма включить информацию об оздоровительных программах, а также о сроках лечения, в частности о  минимальной продолжительности лечебно-оздоровительных программ

Учтено

Подробнее отразить санаторно-курортные услуги, направленные на  оздоровление  практически здоровых лиц, так как санаторно-курортная помощь таким лицам рассматривается в качестве приоритетного направления, наиболее отвечающего смыслу  здравоохранения.

Учтено

Бокова Ирина Анатольевна, к.м.н, заведующая кафедрой восстановительной медицины ММА им ИМ. Сеченова

Отразить данные о нетрадиционных методах оздоровления

 

 

Учтено

 

 

 

Турова Елена Арнольдовна, д.м.н. профессор, Ученый секретарь Диссертационного совета РНЦ ВМ и К Минздрава России.

Отразить диагностическую базу

СКО и специализацию врачей

Учтено

 

*Примечание: должности и название организации по состоянию на январь 2006 год

Анализ сильных и слабых сторон  деятельности, а также возможностей и угроз  по созданию автоматизированной базы данных санаторно-курортного фонда, выглядит следующим образом (таблица 9).

 

 

Таблица 9.

Результаты SWOT анализа деятельности по созданию
 автоматизированной базы данных СКО.

Сильные стороны

Слабые стороны

  •  В соответствии с Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"  Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела.
  •  Российскому научному центру восстановительной медицины и курортологии  Минздрава поручено осуществлять  разработку автоматизированной базы данных санаторно-курортных учреждений.  (Сопроводительное Письмо Минздравсоцразвития от 29.03.2006 № 1518-РХ к разработанной нами анкете) приложение № 1
  • Низкая мотивация руководителей санаторно-курортных организаций к предоставлению информации
  • Отсутствие полной адресной базы санаторно-курортных учреждений.
  • Значительная часть санаторно-курортных организаций не подключены к Интернету.
Возможности

Угрозы

  • В целях развития санаторно-курортной отрасли организовано проведение ежегодных Всероссийских форумов «Здравница» (Распоряжение правительства РФ от 22.01.01 № 81-р) Получение информации о санаторно-курортных организациях непосредственно – участников Форума
  • Анкетирование с использованием Интернета, размещение анкеты на сайте Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии (рисунок 8).
  • С целью повышения мотивации руководителей санаторно-курортных организаций размещение информации об их  организациях в справочнике «Курорты России»
  • Отсутствие четкой правовой базы в санаторно-курортной сфере, распоряжения Минздрава носят рекомендательный характер для большинства санаторно-курортных организаций, принадлежащих другим ведомствам.
  • Отсутствие стандартизации на форматы предоставления информации.
  • Трудность сбора данных о всех санаторно-курортных организациях страны, из-за неполного возврата анкет

        

Сильными сторонами  является полномочия Министерства здравоохранения осуществления государственной политики и координации в санаторно-курортной отрасли, а также наличие головного центра (РНЦ ВМ и К), которому поручена разработка БД.

Сильные стороны и возможности равны по значимости  слабым сторонам и угрозам. Проанализируем мероприятия, направленные на нейтрализацию слабых сторон, таких как низкая мотивация руководителей к участию в создание автоматизированной базы данных.

Мероприятия, направленные на повышение мотивации руководителей санаторно-курортных организаций в разработке реестра санаторно-курортных организаций страны:

  • Заинтересовать руководителей размещением информации об их организации в справочнике «Курорты России»
  • Создание интегрированного информационного ресурса -  портала WWW.SANATORIA.RU о санаторно-курортных организациях.

С целью уменьшения влияния слабых сторон  также целесообразно осуществлять дальнейшее расширение адресной базы данных санаторно-курортных организаций.

Существует ряд угроз таких как: отсутствие четкой правовой базы в санаторно-курортной сфере, распоряжения Минздрава носят рекомендательный характер для большинства санаторно-курортных организаций, принадлежащих другим ведомствам; отсутствие стандартизации на форматы предоставления информации; трудность сбора данных обо всех санаторно-курортных организациях страны, из-за неполного возврата анкет.

Главные факторы, влияющие на повышение вероятности возврата анкет, следующие:

  • Уведомление по телефону за 3-4 дня до отправки анкеты руководителю (организаторы опроса обращаются с предложением и просьбой участвовать в анкетировании и объясняют цель  разработки автоматизированной базы данных санаторно-курортных учреждений), что должно способствовать повышению возврата заполненных анкет на 10-15 %.
  • Напоминание (через 2-3 недели) о том, что руководителю была направлена анкета, но он не отреагировал на обращение повышает возврат на 18 %, а вторичное напоминание - на 26% [123, 206, 208].

Вышеперечисленные мероприятия будут способствовать ослаблению влияния угроз и слабых сторон на деятельность по созданию автоматизированной базы данных.

Рисунок 8. Сбор информации во время проведения Форума «Здравница-2007»

Рассмотрим позитивные результаты ведения автоматизированной базы дынных санаторно-курортных организаций  как  информационной системы, повышающей эффективность коммуникаций разных структур санаторно-курортной сферы, данные представлены в виде схемы 2:

Схема 2.  Основные участники коммуникационного процесса

Отношение организации к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям Российской Федерации определяется:

  • кодами ОКОНХ 91517 санаторно-курортные учреждения и 91610 (оздоровительные учреждения и учреждения отдыха), присваиваемыми организации территориальным органом на основании устава организации,
  • лицензией на медицинскую деятельность для санаторно-курортных организаций.

 

Статистические данные о санаторно-курортных организациях характеризуются следующими показателями: Число санаториев, коек; число койко дней, (единиц); средний срок лечения; среднесписочная численность работников (врачей, среднего мед. персонала). Экономические показатели, характеризующие санаторно-курортное лечение [12]: среднее время пребывания в санатории (в днях); средняя стоимость одного  дня пребывания в санатории; средняя стоимость путевки в санатории (стоимость одного койко- дня * количество дней).

В государственном статистическом сборнике информация о санаторно-курортных организациях содержится в разделе: «Культура, отдых и туризм», в разделе, посвященном здравоохранению информации о  деятельности санаторно-курортных организаций нет.

В анкету на данном этапе исследования было  включено минимальное число вопросов, касающихся финансово-экономических аспектов работы организаций, поскольку не было уверенности в том, что эта информация будет достоверной. (Как выяснилось из предварительного устного опроса, не все руководители готовы раскрывать действительное финансово-экономическое положение своих организаций.) Кроме того, вопросы о финансовом состоянии организации могут  провоцировать отказ  руководителей от участия в анкетировании, а при отсутствии обратной связи невозможно достичь поставленных целей (схема 3).

Схема 3. Структура коммуникационного процесса  разработки
 автоматизированной базы данных санаторно-курортных организаций

По данным отчета Минздравсоцразвития за 2006 год указывается 2173 санаторно-курортные организации. Несмотря на то, что по данным Госкомстата за 2006 г.  в Российской  Федерации имеется 2318 санаторно-курортных организаций. Отсутствует  также  достаточно полная база адресов этих организаций. Имеющиеся на рынке базы адресов СКО содержат не более тысячи  наименований и «засорены»  большим числом организаций, не имеющих отношения к СКО и, включенных в список по формальному совпадению названий (Кафе «Здравница», кинотеатр «Курортный», и. т. п.).

В связи с этим, на начальном этапе исследования необходимо было решить задачу составления  возможно более полной базы адресов санаторно-курортных организаций страны.

Полученный в РНЦ ВМиК список адресов санаторно-курортных организаций содержал всего 575 адресов санаториев, в основном находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и некоторых других министерств и ведомств. Поэтому необходимо было максимально пополнить этот список, а также  проверить правильность содержащихся в нем адресов. База данных создавалась  на основе следующих источников:

  • Справочно-информационные материалы:
    • Санаторно-курортные учреждения федерального подчинения (Ответственный за выпуск О.В. Шарапова), Москва, 2001 г.
    • Федеральные курорты «Кавказские Минеральные Воды» // №4, 2003
  • Список адресов участников Всероссийских форумов «Здравница – 2001-2006»,
  • Курортные ведомости (Научно-информационный журнал) 2000 – 2006 гг.
  • Каталоги туристических фирм
  • Поиск в  Интернете (по тематическим Интернет-ресурсам).
  • База данных имеет следующие разделы: название санаторно-курортной организации, вид деятельности, почтовый индекс, страна, город, адрес, номера телефонов, факса, адреса электронной почты и сайта в Интернете фамилия, имя, отчество руководителя, краткое описание. Отдельное поле посвящено участию  в информационном портале.

В процессе работы данные уточнялись:  часть  организаций пришлось исключить из базы, так как часть писем с  анкетами  возвратились в связи с выбытием адресатов. В итоге проведенной работы была создана база данных содержащая 2105 адреса санаторно-курортных организаций,  распределенные по видам  организаций следующим образом: Санатории для взрослых – 1100, санатории для детей - 268, санатории-профилактории – 679, курорт -20, пансионаты с лечением - 53, санаторно-оздоровительные лагерь круглогодичного функционирования - 5.

Для удобства анализа и обработки данных  был создан электронный интерфейс ввода/вывода адресов СКО в программе Access (рисунок 9).

Рисунок 9. Интерфейс базы адресов санаторно-курортных организаций

Сравним распределение санаторно-курортных организаций  по данным Госкомстата  с существующей базой данных на 2006 год (таблица10).


 

Таблица 10.

Сравнительный анализ распределения  по видам  деятельности

санаторно-курортных организаций  2000 г. и базы  адресов за 2006 г.

Виды санаторно-курортных организаций

Число санаторно-курортных организации по данным Госкомстата за 2000 год

Число санаторно-курортных организации   в базе адресов в 2006 году

Абс.

%

m

Абс.

%

m

T

Санаторий для взрослых

546

22

0,83

1100

34

1,28

7,86

Санаторий для детей

529

31

0,82

268

20

1,08

0,74

Санаторий-профилакторий

1288

53

1,00

679

44

1,34

5,38

Пансионатов с лечением

82

3

0,34

53

1,6

0,34

2,90

Санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного функционирования

25

1

0,20

5

0,4

0,17

2,28

Итого:

2470

100

-

2105

100

-

-

 

При оценке достоверности разницы  между распределением санаторно-курортных организаций за  по данным Госкомстата 2000 г. (до изменения  системы финансирования) и в базе данных санаторно-курортных организаций (2006 г.), получены следующие результаты: вычисленный критерий t более или равен 2, что соответствует вероятности безошибочного прогноза Р, равном или более 95% -  и  разность следует считать существенной   в группе  санаториев для взрослых  (t=7,86); санаториев-профилакториев (t=5,38); санаториев для детей  (t=3,86), пансионатов с лечением (t=2,9); санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного функционирования  (t=2,28).

Результаты сравнения показывают, что структура СКО изменилась за счет увеличения доли санаториев для взрослых (с 42 до 54%), уменьшения доли санаториев-профилакториев (с 53 до 44%), санаториев для детей с (31 до 20%) и уменьшения почти вдвое пансионатов с лечением и санаторно-оздоровительных лагерей (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменения структуры санаторно-курортного фонда

Виды санаторно-курортных учреждений определены Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627. К ним относятся бальнеологическая лечебница, грязелечебница, курортная поликлиника, санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями, санаторий-профилакторий, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

Обращает внимание, что в литературе имеются сведения о результатах комплексных организационно–методических исследований по преобразованию санаториев в центры реабилитации Фонда Социального страхования РФ и санаториев МВД РФ в центры восстановительной медицины и реабилитации (А.Н. Лобанов, 2005). Кроме того, появились организации с подобными названиями, такими как:

  1. Санаторно-оздоровительный комплекс "Золотой колос"
  2. Санаторно-курортный комплекс "Русь" (В прошлом санаторий ЦК КПСС), "Волжанка", "Ди Луч"
  3. Санаторно-оздоровительный центр "Игуменка"
  4. Санаторно-реабилитационный центр «Авитек»
  5. Курортный Комплекс " Надежда. SPA & Морской рай"
  6. Курортно-оздоровительный комплекс "Россия"
  7. Реабилитационно-оздоровительный центр санаторного типа "Юрьево"
  8. Центр санаторной реабилитации ФСС РФ "Волгоград"
  9. Санаторий-профилакторий "Рассвет"  с центром медико-социальной реабилитации и восстановительного лечения
  10. Лечебно-оздоровительный центр (санаторий-профилакторий) "Химик"
  11. Детский оздоровительный центр санаторного типа круглогодичного действия "Уральские самоцветы"
  12. Детский оздоровительный лагерь санаторного типа "Зори Анапы"
  13. Международный санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ"
  14. Санаторно-гостиничный комплекс "Изовела"
  15. Дом отдыха санаторного типа "Бузули"
  16. Центр восстановительной медицины и реабилитации  «Сибирь»
  17. Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения
  18. Санаторий «Руш» центр восстановительной медицины и реабилитации
  19. Санаторий СПА-отель «Аквамарин» ОАО «РЖД»
  20. Центр реабилитации ФСС РФ (санаторий) «Вятские Увалы»
  21. Центр отдыха и профилактической медицины «Санаторий Самарский»
  22.  SPA-курорт

Несмотря на отсутствие подобных видов санаторно-курортных организаций в Единой номенклатуре, все вышеперечисленные организации оказывают санаторно-курортные услуги населению, сертифицированные в различных системах сертификации санаторно-курортных услуг, многие из них переименованы из санаториев, санаториев-профилакториев.

В ходе проведения исследования было выявлено, что в  некоторых источниках содержится устаревшая информация о санаторно-курортных организациях, и по указанным адресам организаций нет. Так обратно вернулось 145 писем с формулировкой «Выбыл адресат». При этом большая часть из 145 ликвидированных организаций это санатории-профилактории - 55% (как правило, это были организации при производственных предприятиях, обанкротившихся за последние десятилетие) и детские санатории - 25%.

Таблица 11.

Сравнительный анализ распределения санаторно-курортных организаций по видам деятельности в 2000 г. и  2007 г.

Число санаторно-курортных организаций по данным Госкомстата

Виды санаторно-курортных организаций

2000г.

2007г.

Абс.

р

m

Абс.

р

m

t

Санаторий для взрослых

546

22

0,83

545

23,5

0,88

1,25

Санаторий для детей

529

21

0,82

522

22,5

1,13

1,09

Санаторий-профилакторий

1288

53

1,00

1150

49,6

1,35

2,01

Пансионат с лечением

82

3

0,34

80

3,5

0,49

0,75

Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного функционирования

25

1

0,20

23

1,0

0,27

0,02

Всего:

2470

100

_

2318

100

_

_

 

Общее число санаторно-курортных организаций с 2000 по 2007 годы сократилось с 2470 до 2318 единиц (таблица 11). В общей структуре существенными оказались различия между относительной численностью  санаториев-профилакториев – если в  2000 г. они составляли 53% всех санаторно-курортных организаций, то в 2007 г. этот показатель уменьшился до 49, 6% (t =2,09). Этот факт должен привлечь внимание органов управления отраслью так как, деятельность именно этих учреждений в первую очередь связана с профилактикой заболеваний. В связи с этим представляется целесообразным отразить в автоматизированной базе данных профилактическое направление  деятельности остальных  санаторно-курортных организаций.

Разница в количестве санаторно-курортных организаций объясняется не только уменьшением абсолютного числа санаториев в стране (до 2318 единиц), наличием «закрытых», чаще всего ведомственных санаториев, не заявляющих о себе на рынке санаторно-курортных услуг, а также наличием организаций, существующих лишь формально, фактически не функционирующих. С другой стороны, справедливо предположить, что в адресную базу данных вошли санаторно-курортные организации, которые более активно занимаются продвижением своих услуг.

Рисунок 11.Структура сети санаторно-курортных организаций
 в 2000 и 2007 годах

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика