Библиотека курортолога → «Диссертация на тему: «Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации»» → 5.1. Разработка и реализация методики формирования автоматизированной базы данных санаторно-курортных организаций
Глава 5. Инфомационный портал www.sanatoria.ru, как форма общественного контроля5.1. Разработка и реализация методики формирования автоматизированной базы данных санаторно-курортных организацийВыбор данных для включения в автоматизированную базу данных санаторно-курортных учреждений и с последующим преобразованием в интегрированный информационный ресурс WWW.SANATORIA.RU осуществлялся с учетом мнения экспертов (Таблица 8). Учитывая мнение экспертов, разрабатывался формат и содержание анкеты. В анкете целесообразно отразить такие показатели как: специализация санатория, ведущий лечебный фактор, наличие водоема, а также ассортимент лечебно-диагностических, спортивно-оздоровительных и сервисных услуг. Знание полного арсенала факторов немедикаментозного лечения, дополнительных услуг, которые предоставляет курортная организация, создают целостную картину возможностей для лечения и отдыха в данной организации. Объем анкеты сокращен до 1 листа, анкета разбита на информационные блоки, содержит в основном закрытые и полузакрытые вопросы, что облегчает восприятие информации и дает определенные преимущества:
В целом анкета в обобщенной форме отражает структурно-функциональные особенности деятельности санаторно-курортных организаций.
Таблица 8. Мнение экспертов о включении в Реестр информации о деятельности санаторно-курортных организаций.
*Примечание: должности и название организации по состоянию на январь 2006 год Анализ сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз по созданию автоматизированной базы данных санаторно-курортного фонда, выглядит следующим образом (таблица 9).
Таблица 9. Результаты SWOT анализа деятельности по созданию
Сильными сторонами является полномочия Министерства здравоохранения осуществления государственной политики и координации в санаторно-курортной отрасли, а также наличие головного центра (РНЦ ВМ и К), которому поручена разработка БД. Сильные стороны и возможности равны по значимости слабым сторонам и угрозам. Проанализируем мероприятия, направленные на нейтрализацию слабых сторон, таких как низкая мотивация руководителей к участию в создание автоматизированной базы данных. Мероприятия, направленные на повышение мотивации руководителей санаторно-курортных организаций в разработке реестра санаторно-курортных организаций страны:
С целью уменьшения влияния слабых сторон также целесообразно осуществлять дальнейшее расширение адресной базы данных санаторно-курортных организаций. Существует ряд угроз таких как: отсутствие четкой правовой базы в санаторно-курортной сфере, распоряжения Минздрава носят рекомендательный характер для большинства санаторно-курортных организаций, принадлежащих другим ведомствам; отсутствие стандартизации на форматы предоставления информации; трудность сбора данных обо всех санаторно-курортных организациях страны, из-за неполного возврата анкет. Главные факторы, влияющие на повышение вероятности возврата анкет, следующие:
Вышеперечисленные мероприятия будут способствовать ослаблению влияния угроз и слабых сторон на деятельность по созданию автоматизированной базы данных. Рисунок 8. Сбор информации во время проведения Форума «Здравница-2007» Рассмотрим позитивные результаты ведения автоматизированной базы дынных санаторно-курортных организаций как информационной системы, повышающей эффективность коммуникаций разных структур санаторно-курортной сферы, данные представлены в виде схемы 2: Схема 2. Основные участники коммуникационного процесса Отношение организации к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям Российской Федерации определяется:
Статистические данные о санаторно-курортных организациях характеризуются следующими показателями: Число санаториев, коек; число койко дней, (единиц); средний срок лечения; среднесписочная численность работников (врачей, среднего мед. персонала). Экономические показатели, характеризующие санаторно-курортное лечение [12]: среднее время пребывания в санатории (в днях); средняя стоимость одного дня пребывания в санатории; средняя стоимость путевки в санатории (стоимость одного койко- дня * количество дней). В государственном статистическом сборнике информация о санаторно-курортных организациях содержится в разделе: «Культура, отдых и туризм», в разделе, посвященном здравоохранению информации о деятельности санаторно-курортных организаций нет. В анкету на данном этапе исследования было включено минимальное число вопросов, касающихся финансово-экономических аспектов работы организаций, поскольку не было уверенности в том, что эта информация будет достоверной. (Как выяснилось из предварительного устного опроса, не все руководители готовы раскрывать действительное финансово-экономическое положение своих организаций.) Кроме того, вопросы о финансовом состоянии организации могут провоцировать отказ руководителей от участия в анкетировании, а при отсутствии обратной связи невозможно достичь поставленных целей (схема 3). Схема 3. Структура коммуникационного процесса разработки По данным отчета Минздравсоцразвития за 2006 год указывается 2173 санаторно-курортные организации. Несмотря на то, что по данным Госкомстата за 2006 г. в Российской Федерации имеется 2318 санаторно-курортных организаций. Отсутствует также достаточно полная база адресов этих организаций. Имеющиеся на рынке базы адресов СКО содержат не более тысячи наименований и «засорены» большим числом организаций, не имеющих отношения к СКО и, включенных в список по формальному совпадению названий (Кафе «Здравница», кинотеатр «Курортный», и. т. п.). В связи с этим, на начальном этапе исследования необходимо было решить задачу составления возможно более полной базы адресов санаторно-курортных организаций страны. Полученный в РНЦ ВМиК список адресов санаторно-курортных организаций содержал всего 575 адресов санаториев, в основном находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и некоторых других министерств и ведомств. Поэтому необходимо было максимально пополнить этот список, а также проверить правильность содержащихся в нем адресов. База данных создавалась на основе следующих источников:
В процессе работы данные уточнялись: часть организаций пришлось исключить из базы, так как часть писем с анкетами возвратились в связи с выбытием адресатов. В итоге проведенной работы была создана база данных содержащая 2105 адреса санаторно-курортных организаций, распределенные по видам организаций следующим образом: Санатории для взрослых – 1100, санатории для детей - 268, санатории-профилактории – 679, курорт -20, пансионаты с лечением - 53, санаторно-оздоровительные лагерь круглогодичного функционирования - 5. Для удобства анализа и обработки данных был создан электронный интерфейс ввода/вывода адресов СКО в программе Access (рисунок 9). Рисунок 9. Интерфейс базы адресов санаторно-курортных организаций Сравним распределение санаторно-курортных организаций по данным Госкомстата с существующей базой данных на 2006 год (таблица10).
Таблица 10. Сравнительный анализ распределения по видам деятельности санаторно-курортных организаций 2000 г. и базы адресов за 2006 г.
При оценке достоверности разницы между распределением санаторно-курортных организаций за по данным Госкомстата 2000 г. (до изменения системы финансирования) и в базе данных санаторно-курортных организаций (2006 г.), получены следующие результаты: вычисленный критерий t более или равен 2, что соответствует вероятности безошибочного прогноза Р, равном или более 95% - и разность следует считать существенной в группе санаториев для взрослых (t=7,86); санаториев-профилакториев (t=5,38); санаториев для детей (t=3,86), пансионатов с лечением (t=2,9); санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного функционирования (t=2,28). Результаты сравнения показывают, что структура СКО изменилась за счет увеличения доли санаториев для взрослых (с 42 до 54%), уменьшения доли санаториев-профилакториев (с 53 до 44%), санаториев для детей с (31 до 20%) и уменьшения почти вдвое пансионатов с лечением и санаторно-оздоровительных лагерей (Рисунок 10). Рисунок 10. Изменения структуры санаторно-курортного фонда Виды санаторно-курортных учреждений определены Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627. К ним относятся бальнеологическая лечебница, грязелечебница, курортная поликлиника, санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями, санаторий-профилакторий, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия. Обращает внимание, что в литературе имеются сведения о результатах комплексных организационно–методических исследований по преобразованию санаториев в центры реабилитации Фонда Социального страхования РФ и санаториев МВД РФ в центры восстановительной медицины и реабилитации (А.Н. Лобанов, 2005). Кроме того, появились организации с подобными названиями, такими как:
Несмотря на отсутствие подобных видов санаторно-курортных организаций в Единой номенклатуре, все вышеперечисленные организации оказывают санаторно-курортные услуги населению, сертифицированные в различных системах сертификации санаторно-курортных услуг, многие из них переименованы из санаториев, санаториев-профилакториев. В ходе проведения исследования было выявлено, что в некоторых источниках содержится устаревшая информация о санаторно-курортных организациях, и по указанным адресам организаций нет. Так обратно вернулось 145 писем с формулировкой «Выбыл адресат». При этом большая часть из 145 ликвидированных организаций это санатории-профилактории - 55% (как правило, это были организации при производственных предприятиях, обанкротившихся за последние десятилетие) и детские санатории - 25%. Таблица 11. Сравнительный анализ распределения санаторно-курортных организаций по видам деятельности в 2000 г. и 2007 г.
Общее число санаторно-курортных организаций с 2000 по 2007 годы сократилось с 2470 до 2318 единиц (таблица 11). В общей структуре существенными оказались различия между относительной численностью санаториев-профилакториев – если в 2000 г. они составляли 53% всех санаторно-курортных организаций, то в 2007 г. этот показатель уменьшился до 49, 6% (t =2,09). Этот факт должен привлечь внимание органов управления отраслью так как, деятельность именно этих учреждений в первую очередь связана с профилактикой заболеваний. В связи с этим представляется целесообразным отразить в автоматизированной базе данных профилактическое направление деятельности остальных санаторно-курортных организаций. Разница в количестве санаторно-курортных организаций объясняется не только уменьшением абсолютного числа санаториев в стране (до 2318 единиц), наличием «закрытых», чаще всего ведомственных санаториев, не заявляющих о себе на рынке санаторно-курортных услуг, а также наличием организаций, существующих лишь формально, фактически не функционирующих. С другой стороны, справедливо предположить, что в адресную базу данных вошли санаторно-курортные организации, которые более активно занимаются продвижением своих услуг. Рисунок 11.Структура сети санаторно-курортных организаций |