Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации. 2019» → Интерактивная онлайн-программа самопомощи как инструмент для выполнения домашних заданий в когнитивно-поведенческой психотерапии

Интерактивная онлайн-программа самопомощи как инструмент для выполнения домашних заданий в когнитивно-поведенческой психотерапии

Голубев М.В. (golubevmisha@gmail.com; +7(903)711-9065), Харитонов С.В. (sergeyhar@mail.ru; +7(910)422-6336), Гозулов А.С. (agozulov@mail.ru; +7(916)705-7174)
ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения Москвы», Москва

Домашние задания являются неотъемлемой частью когнитивно-поведенческой психотерапии. Однако пациенты чаще или совсем не выполняют домашнюю работу или делают это нерегулярно и не в полном объеме. Одним из направлений преодоления невыполнения домашней работы является создание удобных инструментов реализации этого процесса.

В качестве такого инструмента использовалась интерактивная онлайн программа самопомощи «Управление настроением». Программа представляет собой сайт, зарегистрировавшись на котором, пользователь получает возможность в онлайн-режиме овладеть методами когнитивно-поведенческой психотерапии и самостоятельно применять их для освобождения от тревожных и депрессивных переживаний. Процесс работы с программой заключается в изучении основ когнитивно-поведенческой психотерапии и выполнении специально разработанных упражнений, позволяющих овладеть навыками конструктивного мышления, более адаптивного поведения и осознанной медитации.

Программа содержит контрольные задания для отслеживания полученных знаний и навыков, а также тестовые инструменты для оценки уровня тревоги и депрессии. Эти опции дают возможность лучше контролировать процесс освоения методов когнитивно-поведенческой психотерапии и следить за изменением своего эмоционального состояния.

Работать с программой рекомендуется ежедневно по 30—60 мин за один подход. Заниматься можно полностью самостоятельно или под руководством психотерапевта. В последнем случае пациент с помощью инструментов программы выполняет домашнюю работу, а психотерапевт имеет возможность проверить задания, исправить ошибки и внести необходимые дополнения.

Проведено сравнение регулярности выполнения и качества домашних заданий у пациентов (я=20), использующих онлайн-программу для выполнения домашней работы, и пациентов (я=20), не прибегающих к помощи программы. Участники сравниваемых групп достоверно не различались по возрасту, количеству предъявляемых жалоб, показателям шкалы депрессии Бека и шкалы тревоги Спилбергера.

Установлено, что использование программы способствовало увеличению числа и качества выполненных домашних заданий. Результат достигался за счет большего внимания к домашней работе, удобства выполнения и контроля домашних заданий. Ожидается, что использование онлайн-про- граммы при домашней работе в ходе когнитивно- поведенческой психотерапии будет способствовать повышению эффективности психотерапии.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика