Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации. 2019» → Феномен «горя» в работе психолога с родственниками больных, перенесших инсульт

Феномен «горя» в работе психолога с родственниками больных, перенесших инсульт

Котельникова А.В. (pav-kotelnikov@ya.ru; +7(916)592-6480), Кукшина А.А. (kukshina@list.ru), Гозулов А.С. (agozulov@mail.ru), Рассулова М.А. (drrassulovama@yandex.ru)
ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения Москвы», Москва

Мозговая катастрофа, инсульт, кардинально меняет картину мира человека и всей его семьи. Психологические реакции родственников на произошедшее характеризуются различными вариантами тревожного реагирования, располагающимися в континууме «гиперопека — делегирование ответственности специалистам». Есть данные, что ухаживающие за пациентом лица находятся в большей депрессии, чем сам пациент, что приводит к затруднениям в обеспечении необходимого комплекса в отношении выполнения больным лечебных и профилактических рекомендаций.

Наиболее полно психоэмоциональные последствия переживания известия о тяжелом заболевании родственника описывает феномен «горевания». Психолог, консультирующий родственников в состоянии острого горя, сталкивается с фиксацией на одной из стадий горевания как психического процесса, развивающегося по определенным законам: от шока и отрицания — к гневу и обвинениям, далее — к торгу, депрессии и принятию реальности.

На первой стадии формируются тревожные гиперопекающие паттерны поведения по отношению к больному. Необходимо понимать, что на острейшем, остром и подостром периоде такая тактика вполне допустима, но при взаимодействии с восстанавливающимся больным — губительна, так как снижает его собственную активность и мотивацию. Также у родственников проявляется реакция отрицания в виде гипонозогнозии: они настаивают на интенсификации мероприятий по реабилитации без учета истощаемости больного или идеализируют перспективы восстановления и отказываются от лекарственной терапии, считая ее чрезмерной и даже вредной.

На обвинительной стадии горевания у родственников больного наблюдаются внешнеобвинительные реакции: претензии к качеству лечения, сотрудникам скорой помощи, оперировавшему хирургу, лечащему врачу, персоналу стационара. Психологом указанная проблема может быть проработана посредством информационно-разъяснительной работы по пояснению этиологии заболевания и организации вторичной профилактики постинсультных сосудистых нарушений, а также деонтологическому консультирования врачей. Если ответственность за заболевание возлагается родственниками на самого больного, психологу-консультанту приходится сталкиваться с проблемой недостаточно полного понимания окружением его эмоционального состояния: поведенческие реакции больного родственники обычно путают с последствиями заболевания. При таких обстоятельствах у них возникают гнев и ярость, которые они пытаются подавлять или отрицать, испытывая в то же время вину и стыд за свои чувства.

Таким образом, основными психологическими мишенями в работе с родственниками больных, перенесших инсульт, являются неполное понимание членами семьи особенностей личности и эмоционального состояния больного, недостаточная адаптация психоэмоционального состояния ухаживающих родственников, проблемы с эмоциональной саморегуляцией и выбором оптимальных адекватных поведенческих стратегий при взаимодействии с больным, коррекция межличностных, в том числе детско-родительских, отношений в связи с изменением внутрисемейной ситуации.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика