Библиотека курортолога«Материалы международного конгресса «Реабилитация и санаторно-курортное лечение»» → Опыт психологической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы на ранних этапах восстановления сознания

Опыт психологической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы на ранних этапах восстановления сознания

Быкова В.И., Львова Е.А., Фуфаева Е.В.

НИИ детской неотложной хирургии и травматологии, г. Москва

 

После тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ) дети долгое время остаются в состоянии пониженного сознания. Чем раньше начинается реабилитация таких тяжелых пациентов, тем лучше и быстрее идет их восстановление. Комплекс реабилитационных мероприятий в интердисциплинарной команде предполагает помимо лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и психологическую составляющую.

В психологической реабилитации больных после ТЧМТ наибольшую эффективность доказали методы телесно-ориентированной терапии В. Райха, процессуально-ориентированной терапии А. Минделла и интегративно-соматического подхода П. Левина и Р. Селван. Данные методы направлены на глубинную работу с бессознательными процессами - шоковой психологической травмой и травмирующими переживаниями, разрушающими личность ребенка - и позволяют оказывать психологическую помощь уже на ранних этапах восстановления сознания после ТЧМТ до стадии ясного сознания.

Целью нашей работы являлось выявление особенностей психологической составляющей с детьми после ТЧМТ на ранних этапах восстановления сознания.

Психологическая работа проводилась с 5-ю детьми в возрасте от 12 до 17 лет после ТЧМТ, госпитализированных на 1-2 сутки после травмы, а также  с их родителями.

Психологические занятия проводились от 3-х до 5-ти раз в неделю и были начаты на 9-25 сутки после травмы при полном восстановлении витальных функций на этапах вегетативного состояния и минимального сознания. Работа начиналась по возможности в отделении реанимации до проведения седативной терапии. Полный курс психологической реабилитации составлял от 20 до 34 занятий в зависимости от этапа начала занятий и длительности госпитализации ребенка.

Предварительные результаты:

1. Психологическая работа выявила необходимость обязательного психологического сопровождения родителями детей после ТЧМТ, начиная c этапа реанимации. Само по себе участие родителей - их «включенность», правильное понимание реабилитационного процесса, адекватные ожидания - является важным фактором восстановительного процесса у детей после ТЧМТ.

2. Определены следующие особенности психологической работы на стадиях вегетативного состояния и минимального сознания:

  • Работа возможна только при глубоком психологическом контакте (fool-contact), который выстраивается через дыхательные движения пациента и прикосновения.
  • Ребенок в сильно измененном состоянии сознания (ИСС) может давать ответы  на простые вопросы, непривычным и не стандартным способом (пальцем здоровой руки, движением стопы или изменением ритма и объема дыхательных движений).
  • В психологическом контакте значимы любые малые, «гомеопатические» движения от всего тела ребенка, поэтому такую работу лучше проводить с терапевтом.

3. Психологическая работа на этапе спутанности сознания и двигательного беспокойства имеет следующие особенности:

  • Работа с пациентами младшего возраста на данном этапе восстановления может выстраиваться не только через речь, но и через тело и движения – «возврат в тело» из сильной диссоциации.
  • За любым движением в двигательной карте ребенка стоит психологический смысл, который может быть не связан с актуальной ситуацией травмы.

4. Общие закономерности течения процесса психического восстановления:

  • В этот период у всех детей отмечалась актуализация преморбидных особенностей (характера, темперамента, психологических травм, развития и т.д.). На данном этапе родственники начинали узнавать «своих прежних» детей.
  • Преморбидные (бессознательные) черты носили более выраженный и яркий характер, чем до травмы (по описанию родителей), были более акцентуированы.
  • У всех детей после ТЧМТ контакт с окружающими начинался только с одного значимого взрослого и/или психолога с последующим расширением контакта по мере выхода из спутанности (значимый взрослый – другие взрослые – инвалидизированные дети – здоровые дети).
  • У всех пациентов отмечался регресс психологического возраста.

При работе психолога с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы необходимо учитывать особенности раннего восстановительного периода, такие как отсроченность ответов по времени и высокая истощаемость.

Таким образом, опыт психологической работы выявил необходимость психологической включенности родителей и их сопровождения в процессе реабилитации и выделил некоторые особенности процесса психического восстановления и специфику психологической работы на ранних этапах восстановления сознания у детей после тяжелой черепно-мозговой травмы.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика