Библиотека курортолога → «Материалы международного конгресса «Реабилитация и санаторно-курортное лечение»» → Опыт психологической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы на ранних этапах восстановления сознания
Опыт психологической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы на ранних этапах восстановления сознанияБыкова В.И., Львова Е.А., Фуфаева Е.В.НИИ детской неотложной хирургии и травматологии, г. Москва
После тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ) дети долгое время остаются в состоянии пониженного сознания. Чем раньше начинается реабилитация таких тяжелых пациентов, тем лучше и быстрее идет их восстановление. Комплекс реабилитационных мероприятий в интердисциплинарной команде предполагает помимо лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и психологическую составляющую. В психологической реабилитации больных после ТЧМТ наибольшую эффективность доказали методы телесно-ориентированной терапии В. Райха, процессуально-ориентированной терапии А. Минделла и интегративно-соматического подхода П. Левина и Р. Селван. Данные методы направлены на глубинную работу с бессознательными процессами - шоковой психологической травмой и травмирующими переживаниями, разрушающими личность ребенка - и позволяют оказывать психологическую помощь уже на ранних этапах восстановления сознания после ТЧМТ до стадии ясного сознания. Целью нашей работы являлось выявление особенностей психологической составляющей с детьми после ТЧМТ на ранних этапах восстановления сознания. Психологическая работа проводилась с 5-ю детьми в возрасте от 12 до 17 лет после ТЧМТ, госпитализированных на 1-2 сутки после травмы, а также с их родителями. Психологические занятия проводились от 3-х до 5-ти раз в неделю и были начаты на 9-25 сутки после травмы при полном восстановлении витальных функций на этапах вегетативного состояния и минимального сознания. Работа начиналась по возможности в отделении реанимации до проведения седативной терапии. Полный курс психологической реабилитации составлял от 20 до 34 занятий в зависимости от этапа начала занятий и длительности госпитализации ребенка. Предварительные результаты: 1. Психологическая работа выявила необходимость обязательного психологического сопровождения родителями детей после ТЧМТ, начиная c этапа реанимации. Само по себе участие родителей - их «включенность», правильное понимание реабилитационного процесса, адекватные ожидания - является важным фактором восстановительного процесса у детей после ТЧМТ. 2. Определены следующие особенности психологической работы на стадиях вегетативного состояния и минимального сознания:
3. Психологическая работа на этапе спутанности сознания и двигательного беспокойства имеет следующие особенности:
4. Общие закономерности течения процесса психического восстановления:
При работе психолога с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы необходимо учитывать особенности раннего восстановительного периода, такие как отсроченность ответов по времени и высокая истощаемость. Таким образом, опыт психологической работы выявил необходимость психологической включенности родителей и их сопровождения в процессе реабилитации и выделил некоторые особенности процесса психического восстановления и специфику психологической работы на ранних этапах восстановления сознания у детей после тяжелой черепно-мозговой травмы. |