Библиотека курортолога«Материалы международного конгресса «Реабилитация и санаторно-курортное лечение»» → Психологическая реабилитация подростков, страдающих диспластическим прогрессирующим сколиозом в хирургическом стационаре

Психологическая реабилитация подростков, страдающих диспластическим прогрессирующим сколиозом в хирургическом стационаре

Гордеев М.Н., Усачева Е.М., Коротеев В.В., Крестьяшин В.М.

НОУ ВПО Институт психотерапии и клинической психологии, ДГКБ №13 им. Н.Ф. Филатова, ДГКБ №13 им. Н.Ф. Филатова, ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова, г. Москва

 

В настоящем исследовании проанализированы особенности личности, позволяющие предположить тип восприятия болезни подростками, страдающими диспластическим прогрессирующим сколиозом, которые имеют первостепенное значение в составлении психологических реабилитационных программ в послеоперационном периоде. Важным фактором влияния данного заболевания на эмоционально-личностную сферу является то, что в большинстве случаев деформация позвоночника определяет косметический дефект, и в случаях, когда единственным способом лечения такой деформации является хирургическая коррекция, основным мотивационным фактором для подростка является избавление от косметического дефекта.

Подростковый возраст является сложным периодом онтогенеза и характеризуется изменением отношения к себе, совершенствованием рефлексии, формированием Я-концепции личности, определяющих эмоциональное благополучие и гармоничное личностное развитие. Большое значение для подростка имеет его физическое состояние. Благополучие эмоционально-личностной сферы в данном возрасте определяет успешность социальной адаптации.

Рассмотренные в данном исследовании психологические предпосылки успешной реабилитации, связанны с внутренней картиной болезни (ВКБ) ее характеристиками и вариантами развития. Стоит отметить, что исследование в этой области продолжается и в настоящее время. Социальная ситуация развития предъявляет в данном возрасте определенные «требования» к внешности ребенка. Он, в свою очередь, не в состоянии соответствовать им. Так, социальная ситуация развития ребенка, имеющего телесный дефект, меняется коренным образом. Такое отношение общества, в свою очередь, приводит к стигматизации таких детей, то есть к прикреплению своеобразного ярлыка позора за дефективность. В связи с этим, получение психологической травмы в детстве для подростков, страдающих диспластическим прогрессирующим сколиозом, является вполне реальным событием. Можно говорить, что существует определенный ряд личностных особенностей, выступающих предикторами формирования определенного типа отношение к болезни у подростков, страдающих диспластическим прогрессирующим сколиозом.

Изучение отношения к болезни у подростков с диагнозом диспластический прогрессирующий сколиоз, проводилось на базе второго хирургического отделения (ортопедия и травматология) Детской городской клинической больницы №13 им. Н.Ф. Филатова. В исследовании приняли участие 26 пациентов с диагнозом диспластический прогрессирующий сколиоз разной степени искривления в возрасте от 12 до 16 лет в до- и послеоперационном периоде.

Для оценки отношения к болезни нами была разработана диагностическая модель, включающая проективные методики, а также опросники и анкеты, применяемые в клинической практике. Психокоррекционно-реабилитационная работа начиналась на этапе диагностики в дооперационном периоде. В период после операции продолжалось взаимодействие ребенка с клиническим психологом, с основным акцентом на стабилизации эмоционального состояния и формировании предпосылок социальной адаптации.

Проведенное исследование позволило выработать рекомендации по работе с подростками, страдающими диспластическим прогрессирующим сколиозом. Основным подходом для психологической работы было выбрано когнитивно-бихевиоральное направление, использование которого позволяет в короткие сроки проработать сразу несколько сфер личности клиента, которые в рамках теории отношения обозначаются, как компоненты типа отношения к болезни. Итак, эти составляющие – когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы. Воздействие на все три компонента дает возможность получения более быстрых и успешных результатов.

Были выделены пять основных задач:

  • необходимость проработки способов совладения со своими эмоциями, выработка продуктивных копинг-стратегий в отношении эмоциональной сферы;
  • необходимость поддержания высокого уровня оценки собственной внешности;
  • работа над формированием адекватной внутренней картины здоровья в соотнесении с внутренней картиной болезни;
  • повышение уровня оценки своих умственных способностей;
  • поддержание и увеличение уровня жизнестойкости.

Ситуация, связанная с оперативным вмешательством, обуславливает определенные особенности психоэмоционального состояния подростка: негативный эмоциональный фон в виде эмоциональной напряженности, эмоционального истощения или эмоциональной неустойчивости, повышенный уровень тревожности, агрессивно-оборонительное или пассивное отношение к операции, лечебным процедурам и госпитализации, отсутствие знаний о своей болезни и смысле лечебных мероприятий, неадекватные поведенческие реакции.

Чем выше уровень самосознания, адекватнее внутренняя картина болезни, тем адаптивнее ребенок ведет себя в трудной ситуации, тем больше его способность сохранить свое Я, находить эффективные копинг-стратегии и эффективные пути разрешения ситуации.

Достижение психологически комфортного состояния детей в хирургической клинике оказывается необходимым для успешного проведения лечебных мероприятий и эффективного лечения.

Психокоррекция детей и подростков в хирургическом стационаре возможна и необходима. Психологическая помощь детям в ситуации оперативного вмешательства в целом должна быть направлена на повышение осознания себя и смысла предстоящих медицинских воздействий и манипуляций, преодоление имеющихся страхов, тревоги, эмоционального напряжения, формирование позитивных ожиданий.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика