Библиотека курортолога«Материалы Международного научного конгресса «Здравница-2018» (сборник тезисов).» → Особенности картины мира дезадаптированных подростков

Особенности картины мира дезадаптированных подростков

Рашитова Л.С. (lrashitova@mail.ru , +7(964)336-3644)
СПб ГБУЗ «Детский санаторий "Солнечное"», пос. Солнечное, Санкт-Петербург, Россия

На современном этапе развития общества становится актуальной проблема подростковой дезадаптации, под которой понимается нарушение взаимодействия личности с обществом, проявляющееся в нарушении деятельности, поведения и взаимоотношения. Исследователи выделяют как внутренние, так и внешние причины данного феномена. Мы считаем наиболее актуальным изучение внутренних причин дезадаптированного поведения, так как педагоги не в силах повлиять на социальные условия жизни подростков.

Цель исследования — изучение особенностей картины мира дезадаптированных подростков. Мы предполагаем, что картина мира у данной группы обследуемых обладает определенной спецификой, которая может быть связана с их поведенческими особенностями.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 120 подростков, пациентов Санатория «Солнечное» (экспериментальная группа — 50 детей, контрольная группа — 70 детей). Использовались следующие методики: «Мой мир» С.Т. Посоховой, А.В. Шаховой (авторская модификация), «Мой мир, какой он?» Д.Ю. Правника, рисованный апперцептивный тест Л.Н. Собчик.

Результаты. В результате исследования выявлено, что картина мира дезадаптированных и адаптированных подростков имеет некоторые различия. Дезадаптированные подростки характеризуются более низким уровнем рефлексии, стремлением к реализации своих потребностей, завышенной самооценкой. Они находятся в конфликте с социумом и не включают общественно значимые ценности в свою картину мира.

На основании полученных данных сформулированы задачи психокоррекционной работы с дезадаптированными подростками: развитие рефлексии, навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, формирование представлений о социально-адаптированном поведении. Исходя из поставленных задач, были проведена тренинговая программа «Образ Я», которая направлена на развитие самосознания, рефлексии, эмпатии.

Дезадаптированные подростки испытывают сложности во взаимодействии с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками. С целью развития коммуникативной компетентности, групповой сплоченности, рефлексии в межличностном взаимодействии педагогами-психологами детского санатория «Солнечное» проводились сюжетно-ролевые игры. Подросткам дается игровая ситуация, раздаются роли, дается определенная групповая цель, которую они должны достичь. Преимуществом игр является их наглядность. Подростки имеют возможность сами увидеть последствия своего поведения и найти новые способы решения сложных ситуаций.

Вывод. Мы считаем, что проведение психокоррекционной работы с дезадаптированными подростками с опорой на выявленные особенности картины мира приносит более эффективные результаты. Сюжетно-ролевые игры, тренинговые занятия способствуют развитию рефлексии, коммуникативных навыков, самосознания.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика